Проблемная ситуация: Согласно ст.12 НК РФ при
установлении регионального налога законодательными (представительными) органами
субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и
основания для их использования налогоплательщиком. При этом
необходимо отметить, что в отличие от принятой ст.347 НК РФ ранее в п.2 ст.1
Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 150-ФЗ указывалось, что, устанавливая
налог с продаж, законодательные (представительные) органы субъектов Российской
Федерации определяют льготы по данному налогу.
Могут ли законодательные
(представительные) органы субъектов РФ устанавливать льготы по налогу с продаж
в отношении отдельных категорий налогоплательщиков после вступления в силу
гл.27 части второй НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 января 2002 г. N 04-03-11/11
В связи с Вашим
письмом по вопросу предоставления субъектами Российской Федерации льгот по
налогу с продаж для отдельных
категорий налогоплательщиков Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с
п.1 ст.56 "Установление и использование льгот по налогам и сборам"
части первой Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам
признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков
предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению
с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо
уплачивать его в меньшем размере.
Главой 27 "Налог с продаж"
части второй Налогового кодекса Российской Федерации утвержден перечень
операций, не подлежащих налогообложению налогом с продаж, и установлено право
субъектов Российской Федерации утверждать размер ставки налога.
Так, согласно ст.353 Кодекса налоговая
ставка по налогу с продаж устанавливается законами субъектов Российской
Федерации в размере не выше 5 процентов. При этом установление
дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации
отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах установленной налоговой
ставки, а также установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости
от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком,
отправителем) товаров (работ, услуг), не допускается.
Учитывая изложенное, устанавливать льготы
по налогу с продаж в отношении отдельных категорий налогоплательщиков
законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации право
не предоставлено.
Что касается ст.12 "Виды налогов и
сборов в Российской Федерации" Кодекса, на которую Вы ссылаетесь в своем
письме, то данная статья в настоящее время не действует. Действительно,
согласно этой статье законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации при установлении регионального налога могут
предусматривать налоговые льготы. Однако в соответствии со
ст.32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в
действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"
данная статья Кодекса вводится в действие только со дня признания утратившим
силу Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации".
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
29.01.2002