Проблемная ситуация: Просим дать разъяснение о
соответствии налоговому законодательству нормативного правового акта
представительного органа местного самоуправления.
Решением собрания представителей
муниципального образования принято положение о сборе за уборку территорий
населенных пунктов. При этом положением установлено, что плательщиками сбора
являются организации, расположенные на территории муниципального образования
либо имеющие на данной территории обособленные подразделения, что никак не
учитывает признак "владельцы строений" (см. пп."х" п.1 ст.21 Закона РФ "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации").
Не нарушает ли вводимая ставка сбора в
размере шести минимальных размеров оплаты труда на одного работника п.3 ст.3 НК
РФ, Письмо Комиссии Совета Республики Верховного Совета
Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам, Минфина России
и Госналогслужбы России от 04.06.1992 N 5.1/693; от 02.06.1992 N 04-05-20; от
02.06.1992 N ИЛ-6-04/176? Установление сбора не в твердой денежной сумме, а в
зависимости от минимального размера оплаты труда
противоречит понятию сбора (п.2 ст.8 НК РФ) как платы за совершение юридически
значимых действий.
При принятии положения не учтено, что
плательщиками налога могут являться физические лица - владельцы строений.
Кроме того, в положении не учитывается,
что территории трассовых поселков (вместе с дорогами) находятся на содержании ООО и никаких бюджетных ассигнований из местного бюджета
на их уборку не поступает. Вместе с тем на филиалы, расположенные за пределами
города, возлагается обязанность по содержанию городских земель.
На основании изложенного просим
разъяснить: возможно ли установление сбора за уборку территорий для юридических
лиц, не владеющих строениями?
Возможно ли установление сбора в
зависимости от минимального размера оплаты труда, а не
в твердой денежной сумме?
Возможно ли установление льгот по уплате
сбора для обособленных подразделений юридических лиц, самостоятельно убирающих
территории населенных пунктов, а не для юридического лица в целом?
Правомерно ли исключение физических лиц -
владельцев строений из числа плательщиков сбора за уборку территорий?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 января 2002 г. N 04-05-09/1
Департамент налоговой политики сообщает.
Исходя из положений
ч.2 ст.2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие
части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в
действие ст.ст.13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации
взимаются налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный
фонд, установленные ст.ст.19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
Согласно пп."х" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органам
местного самоуправления предоставлено право вводить сбор за уборку территорий
населенных пунктов. При этом плательщиками данного сбора могут быть юридические
и физические лица (владельцы строений), а его размер, не определенный законом,
устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно.
Учитывая указанные нормы Закона,
Департамент полагает, что при введении на подведомственной территории сбора за
уборку территорий населенных пунктов представительный орган местного
самоуправления не вправе расширять состав плательщиков данного сбора,
установленный вышеназванным Законом.
В связи с тем, что сбор за уборку
территорий является местным, конкретный порядок его исчисления и уплаты, в том
числе и состав плательщиков сбора, устанавливается представительными органами
местного самоуправления. При этом указанные органы вправе не включать в состав
плательщиков сбора физических лиц.
Поскольку предельный размер данного сбора
законодательно не определен, соответствующие полномочия по установлению
конкретных ставок делегированы органам местного самоуправления. При этом
необходимо учитывать, что налоговое законодательство не устанавливает
ограничений в части определения ставок конкретных сборов в размере, кратном
минимальному размеру оплаты труда.
Согласно ст.19 Налогового кодекса
Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются
организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена
обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Филиалы и
иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности
этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и
иных обособленных подразделений. Учитывая, что плательщиками налогов и сборов
являются организации, а не их обособленные подразделения, льготы по уплате
налогов и сборов также предоставляются для организаций, а не для их филиалов и
иных обособленных подразделений.
Кроме того, необходимо принимать во
внимание, что Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных
налогов и сборов, направлявшиеся Письмом Комиссии Совета
Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам
и ценам, Минфина России и Госналогслужбы России от 04.06.1992 N 5.1/693; от
02.06.1992 N 04-05-20; от 02.06.1992 N ИЛ-6-04/176, носят рекомендательный
характер, что было разъяснено впоследствии Письмом Комиссии
Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету,
планам, налогам и ценам, Минфина России и Госналогслужбы России от 01.06.1993 N
5.1/756; от 31.05.1993 N 04-05-19; от 31.05.1993 N ВГ-6-04/189.
В связи с этим
представительный орган местного самоуправления вправе определять размер сбора
за уборку территорий населенных пунктов в порядке, отличающемся от
рекомендованного в Письме Комиссии Совета Республики Верховного Совета
Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам, Минфина России и
Госналогслужбы России от 04.06.1992 N 5.1/693; от 02.06.1992 N 04-05-20; от 02.06.1992 N ИЛ-6-04/176.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
30.01.2002