Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок
обложения в 2001 г. единым социальным налогом крестьянских (фермерских)
хозяйств, зарегистрированных до введения в действие части первой ГК РФ,
согласно п.1 ст.1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском)
хозяйстве" наделенных правами юридического лица.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 февраля 2002 г. N 04-04-04/17
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу применения гл.24 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) "Единый социальный налог" и сообщает
следующее.
При решении вопроса об отнесении
крестьянских (фермерских) хозяйств к налогоплательщикам единого социального
налога следует иметь в виду следующее.
Экономические, социальные и правовые
основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, а также
их правовой статус регулируются нормами Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК РФ) и Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О
крестьянском (фермерском) хозяйстве" в части, не противоречащей ГК РФ.
Согласно п.п.1 и 2 ст.1 Закона РСФСР от
22.11.1990 N 348-1 крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным
хозяйствующим субъектом с правами юридического лица и представляет форму
свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической
выгоды.
Крестьянские
(фермерские) хозяйства с правами юридического лица, образованные до 1 января
1995 г., т.е. до введения в действие части первой ГК РФ, подлежат приведению в
соответствие с нормой п.2 ст.23 ГК РФ, которой установлено, что глава
крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без
образования юридического лица, признается индивидуальным предпринимателем с
момента государственной регистрации хозяйства.
Для сохранения прежнего статуса
"юридическое лицо" крестьянские (фермерские) хозяйства должны быть
реорганизованы в соответствии со ст.259 части первой ГК РФ в хозяйственные
товарищества или производственные кооперативы.
При этом Федеральным законом от
30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации" не установлены конкретные сроки изменения
правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств с правами
юридического лица.
Поэтому
налогоплательщиками единого социального налога являются главы крестьянских
(фермерских) хозяйств, признанные в установленном порядке индивидуальными
предпринимателями, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств с правами
юридического лица с доходов хозяйства от предпринимательской деятельности
(далее - глав крестьянских (фермерских) хозяйств), т.е. с доходов всех членов
хозяйства, включая главу хозяйства, которым согласно п.4 ст.1 Закона РСФСР от
22.11.1990 N 348-1 является один из
дееспособных членов хозяйства.
Трудовые отношения в крестьянском
(фермерском) хозяйстве определяются и регулируются членами хозяйства (п.4 ст.22
Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1). Поэтому к этим отношениям неприменимы
нормы Трудового кодекса Российской Федерации и ГК РФ, определяющие
правоотношения по трудовым и гражданско - правовым договорам. Более того,
плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского
(фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов хозяйства и
используются по соглашению между ними (п.3 ст.257 ГК РФ).
С учетом изложенного глава крестьянского
(фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к членам
хозяйства, и, соответственно, в данном случае уплата единого социального налога
с доходов членов хозяйства не может производиться им по правилам, установленным
гл.24 НК РФ для налогоплательщиков - работодателей.
При этом в силу ст.22 Закона РСФСР от
22.11.1990 N 348-1 крестьянским (фермерским) хозяйствам разрешается
использовать наемный труд, условия которого определяются договором (трудовым
или гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение
работы и оказание услуг) с гражданами об использовании их труда.
Поэтому согласно п.1 ст.235 НК РФ
крестьянские (фермерские) хозяйства с правами юридического лица и
осуществляющие деятельность без образования юридического лица, являются
налогоплательщиками единого социального налога в отношении выплат, начисленных
в пользу привлекаемых для работы физических лиц.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
05.02.2002