Проблемная ситуация: С 1 января 2002 г. согласно п.26
ст.270 гл.25 НК РФ расходы по доставке своих работников к месту работы и
обратно не учитываются в целях налогообложения прибыли организации, за
исключением случаев, когда данные расходы предусмотрены трудовыми договорами
(контрактами).
Означает ли это,
что с 1 января 2002 г. организация должна заключать со всеми работниками
трудовые договоры (контракты), содержащие пункт о том, что организация за свой
счет доставляет работников к месту работы и обратно, чтобы иметь право
учитывать расходы по доставке работников к месту работы и обратно в целях
налогообложения по налогу на прибыль, или достаточно того, что данный пункт есть в коллективном договоре?
Включаются ли в налоговую базу для
исчисления ЕСН суммы оплаты санаторно - курортных путевок и суммы частичной
оплаты содержания детей работников, если источником их возникновения служит
чистая прибыль организации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 февраля 2002 г. N 04-02-06/1/18
Департамент налоговой политики сообщает
следующее.
1. С 1 января 2002 г.
введена в действие гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Согласно
п.26 ст.270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы на
оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования,
специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм,
подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров
(работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за
исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и
обратно предусмотрены трудовыми договорами
(контрактами).
Исходя из сказанного, для того чтобы
иметь возможность при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль
принимать к вычету расходы, связанные с оплатой работникам проезда к месту
работы и обратно, необходимо предусматривать компенсацию транспортных расходов
в трудовых договорах (контрактах), заключаемых с каждым работником.
В соответствии с
трудовым законодательством трудовой договор (контракт) есть соглашение между
работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому
работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации
или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель
(физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную
плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде,
коллективным договором и соглашением сторон.
Таким образом, вышеуказанные расходы
должны быть также предусмотрены и в коллективном договоре, заключаемом между
работодателем и работниками организаций.
2. В соответствии с п.3 ст.236 гл.24
"Единый социальный налог" Кодекса не признаются объектом налогообложения
выплаты и вознаграждения, начисляемые по трудовым договорам, если у
налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам,
уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном
(налоговом) периоде. Таким образом, выплаты в виде, например, премий или
материальной помощи, указанные в трудовом договоре и не уменьшающие базу по
налогу на прибыль в текущем отчетном периоде в соответствии с этими трудовыми
договорами (когда в договоре указан источник выплаты - прибыль), не включаются
в объект налогообложения для исчисления единого социального налога.
При этом согласно п.1 ст.237 указанной
главы Кодекса в налоговую базу для исчисления ЕСН включаются выплаты и иные
вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они осуществляются,
предназначенные для физического лица - работника или членов его семьи. К таким
иным выплатам относится, в частности, оплата стоимости путевки в санаторий,
расходов по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях и т.д. В связи с
этим данные суммы включаются в налоговую базу для исчисления единого
социального налога, несмотря на то что источником их
возникновения служит чистая прибыль организации.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
15.02.2002