Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок учета в
целях обложения налогом на прибыль расходов по оплате проезда к месту
использования отпуска и обратно членов семей работников организаций,
расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в 2001
и 2002 гг.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 февраля 2002 г. N 04-02-06/1/26
Департамент налоговой политики на запрос по вопросу учета в целях налогообложения расходов по
оплате проезда к месту использования отпуска и обратно членов семей
работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, сообщает следующее.
Статьей 33 Закона
Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях" (далее - Закон) установлено, что лица, работающие в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый
один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту
использования отпуска на территории Российской
Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а
также на оплату стоимости провоза багажа до 30 кг. Предприятия, учреждения,
организации также оплачивают стоимость проезда и
провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени
использования ими отпуска.
В соответствии с
действовавшим до 1 января 2002 г. Положением о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, затраты на оплату проезда к месту
использования отпуска и обратно, включая оплату провоза багажа, работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях, включались в себестоимость продукции (работ, услуг) в составе
затрат на оплату труда.
Таким образом, расходы на оплату проезда
к месту использования отпуска и обратно членов семей лиц, работающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны были производиться за
счет средств работодателя.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.1997 N 1664 "О реформировании системы государственной
поддержки районов Севера" повышение ответственности работодателей в
решении социальных проблем районов Севера определено как одно из необходимых
направлений системы государственной поддержки районов Севера. Этим Постановлением Правительства Российской Федерации (п.4)
поручено Министерству труда и социального развития Российской Федерации и ряду
других министерств и ведомств с участием заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации разработать и утвердить рекомендации по заключению трудового договора
(контракта), отражающего специфику регулирования социально - трудовых отношений
в условиях Севера.
В соответствии с разработанными в этой
связи Рекомендациями по заключению трудового договора (контракта), отражающими
специфику регулирования социально - трудовых отношений в условиях Севера,
утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 23.07.1998 N 29, в трудовом договоре (контракте)
предусматриваются, в частности, права и обязанности работодателя. Права и
обязанности работодателя должны формулироваться в соответствии с требованиями
законодательства, соглашениями и коллективными договорами, действующими в
организации.
Пунктом 5
Рекомендаций определено, что трудовые договоры (контракты), заключаемые с
работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, должны отражать льготы и компенсации, предоставляемые им в
соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях". В
частности, должна предусматриваться оплата один раз в два года проезда
работника к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и
обратно, оплата стоимости провоза багажа (до 30 кг), а также стоимости проезда
и провоза багажа членов семьи работника независимо от времени использования им отпуска.
В качестве источников финансирования
затрат на государственные гарантии законодательством предусмотрены, в
частности, бюджеты субъектов Российской Федерации и местных органов власти.
Учитывая, что
законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и
представительным органам местного самоуправления налоговым законодательством,
действовавшим до 1 января 2002 г., было предоставлено право устанавливать для
отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль
в пределах сумм налога, подлежавших зачислению в их бюджеты, вопрос об оказании
поддержки предприятиям, производящим компенсационные выплаты, гарантированные
законодательством, мог решаться на уровне субъектов Российской Федерации и на местах.
В соответствии с
гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации в расходах, уменьшающих
полученные доходы, в составе расходов на оплату труда учитываются расходы на
оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к
месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно
(включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
Таким образом, затраты на оплату проезда
членов семьи, не являющихся иждивенцами по отношению к работнику организации, в
целях налогообложения в расходах, уменьшающих полученные доходы, не
учитываются.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
19.02.2002