Проблемная ситуация: Просим дать разъяснения по
вопросу применения ст.ст.236 и 255 НК РФ в связи с введением в действие с
01.02.2002 Трудового кодекса РФ, предусматривающего обязательное указание
условий оплаты труда в трудовом договоре.
Правомерно ли при отсутствии в тексте
трудового договора конкретных размеров тарифных ставок (должностных окладов,
доплат, надбавок и поощрительных выплат): учитывать расходы по оплате труда при
исчислении налога на прибыль организаций согласно ст.255 НК РФ; не начислять
ЕСН на указанные выплаты?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 марта 2002 г. N 04-02-06/1/37
Департамент налоговой политики в связи с
письмом сообщает следующее.
Статьей 80 КЗоТ РФ, действовавшего до 1
февраля 2002 г., вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов,
премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между
отдельными категориями персонала предприятия, учреждения, организации
определялись самостоятельно и фиксировались в коллективных договорах, иных
локальных нормативных актах.
В трудовом договоре, заключаемом между
работодателем и работником, предусматривалась обязанность работодателя
выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда,
предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением
сторон, указание в трудовом договоре условий оплаты труда (размера тарифных
ставок, доплат, надбавок и поощрительных выплат) не являлось обязательным.
Глава 25
"Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской
Федерации разрабатывалась в условиях действия КЗоТ РФ, в связи с этим ст.255
предусмотрено включение в расходы на оплату труда любых начислений работникам в
денежной и (или) натуральной формах, стимулирующих начислений и надбавок,
компенсационных начислений, связанных с режимом работы или условиями труда,
премий и единовременных поощрительных начислений, предусмотренных действующим
законодательством. Согласно указанной
статье Кодекса в расходы на оплату труда включаются также расходы,
предусмотренные трудовыми и коллективными договорами, связанные с содержанием
работников.
С 1 февраля 2002 г. введен в действие
Трудовой кодекс Российской Федерации, которым предусматривается обязательное
указание в трудовом договоре, заключаемом между работником и работодателем,
условий оплаты труда (в том числе размера тарифной ставки или должностного
оклада работника, доплат, надбавок и поощрительных выплат).
Таким образом, с 1 февраля 2002 г. при
применении ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации следует учитывать
нормы и положения Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом необходимо иметь в виду, что
ст.424 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что Кодекс
применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Если правоотношения возникли до введения
в действие Кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые
возникнут после введения его в действие.
Из сказанного следует, что если трудовые
договоры между работодателем и работниками заключены до введения в действие
Трудового кодекса Российской Федерации без указания в них размера тарифной
ставки или должностного оклада работника, доплат, надбавок и поощрительных
выплат и т.д., то при исчислении налога на прибыль применение ст.255 Кодекса правомерно.
Пунктом 3 ст.236 Кодекса установлено, что
выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения единым
социальным налогом, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не
отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль
организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Таким образом, учитывая вышеизложенное, выплаты, о которых говорилось выше, являются
объектом налогообложения единым социальным налогом.
При решении вопроса о порядке оформления
коллективных договоров, заключенных до введения в действие Трудового кодекса
Российской Федерации, следовало руководствоваться Законом Российской Федерации
от 11.03.1992 N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях".
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
01.03.2002