Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок
применения НДС в отношении услуг по обслуживанию воздушных судов государств -
участников СНГ, оказываемых в российских аэропортах и воздушном пространстве РФ
до 01.01.2001, учитывая положения Конвенции о международной гражданской авиации
и межправительственных соглашений между РФ и государствами - участниками СНГ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 марта 2002 г. N 04-03-08/11
В связи с письмом
по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по обслуживанию воздушных судов государств - участников СНГ,
оказываемых в российских аэропортах и воздушном пространстве России до 1 января
2001 г., Минфин России сообщает следующее.
До 1 января 2001 г.
(даты вступления в силу гл.21 "Налог на добавленную стоимость" части
второй Налогового кодекса Российской Федерации) применение налога на
добавленную стоимость, в том числе в отношении государств - участников СНГ,
регулировалось Законом Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге
на добавленную стоимость" и издаваемыми в соответствии с ним нормативными
документами.
Так, в соответствии
с п.2 ст.10 указанного Закона особенности применения налога на добавленную
стоимость в отношении товаров, работ и услуг, реализуемых с территории Российской
Федерации хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ могли
устанавливаться межгосударственными соглашениями Российской Федерации о
принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары
(работы, услуги), реализуемые на территориях государств - сторон соглашения. Подобные соглашения с государствами - участниками СНГ до 1 января
2001 г. отсутствовали. Поэтому порядок налогообложения российских товаров
(работ, услуг), реализуемых хозяйствующим субъектам государств - участников
СНГ, осуществлялся в соответствии с положениями п.17 Инструкции Госналогслужбы
России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость", согласно которому такие товары (работы, услуги),
реализовались по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога
на добавленную стоимость.
Что касается
межправительственных соглашений, заключенных Российской Федерацией с
государствами - участниками СНГ о воздушном сообщении, то в соответствии с п.1
ст.15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных
договорах Российской Федерации" соглашения, устанавливающие иной налоговый
режим, чем это предусмотрено действующим российским законодательством, должны в
обязательном порядке подлежать процедуре ратификации. Учитывая, что данные соглашения не ратифицированы, их положения
применяются только в части, не противоречащей налоговому законодательству
Российской Федерации.
В связи с
изложенным при оказании в российских аэропортах и воздушном пространстве России
услуг по обслуживанию воздушных судов государств - участников СНГ до вступления
в силу гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса
Российской Федерации налогоплательщикам следовало уплачивать налог на
добавленную стоимость.
Кроме того, на основании пп."ж" п.14 вышеуказанной
Инструкции до 1 января 2001 г. услуги по обслуживанию российских воздушных
судов, осуществляющих международные перевозки, оказываемые российскими
аэропортами, не относились к экспортируемым и облагались налогом на добавленную
стоимость. Поэтому вышеуказанный порядок применения налога на
добавленную стоимость в отношении услуг по обслуживанию воздушных судов
государств - участников СНГ не противоречил положениям ст.15 Конвенции о
международной гражданской авиации от 07.12.1944, согласно которой сборы,
взимаемые государством за пользование аэропортами в отношении воздушных
иностранных судов, занятых в регулярных воздушных сообщениях, не могут
превышать сборов, которые взимаются со своих национальных воздушных судов,
занятых в аналогичных воздушных сообщениях.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН
07.03.2002