Проблемная ситуация: Согласно пп.5 п.1 ст.63 НК РФ
органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении сроков
уплаты налогов и сборов, поступающих во внебюджетные фонды, являются органы
соответствующих внебюджетных фондов. Пунктом 3 ст.9
Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что финансирование
выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого
социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты
страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета
Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, единый социальный налог
уплачивается частично в федеральный бюджет, а частично - в Пенсионный фонд РФ.
В связи с вышеизложенным
просим разъяснить, какой уполномоченный орган в настоящее время принимает
решение об изменении срока уплаты единого социального налога, поступающего в
федеральный бюджет?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 марта 2002 г. N 04-04-04/33
Минфин России рассмотрел письмо по
вопросу принятия решения об изменении срока уплаты единого социального налога,
поступающего в федеральный бюджет, и сообщает следующее.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога и
сбора предоставляется в порядке и на условиях, изложенных в ст.64 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с пп.5 п.1 ст.63
НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении
срока уплаты налога и сбора (далее - уполномоченные органы), поступающих во
внебюджетные фонды, являются органы соответствующих внебюджетных фондов. В
связи с тем что в соответствии с п.3 ст.9 Федерального
закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части
трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога,
зачисляемых в федеральный бюджет, впоследствии передаваемых в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) для обеспечения выплаты базовой
пенсии, а финансирование выплат страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета ПФР, и в целях повышения
эффективности осуществления контроля за поступлением налога и организации
единого порядка работы по предоставлению отсрочки и рассрочки по уплате единого
социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
целесообразно принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора одним
уполномоченным органом - ПФР.
Минюст России 25
декабря 2001 г. N 3129 зарегистрировал Постановление Правления Пенсионного
фонда Российской Федерации от 5 сентября 2001 г. N 146 "Об утверждении
Порядка организации работы по предоставлению налогоплательщикам отсрочки или
рассрочки по уплате авансового платежа в составе единого социального налога
(взноса) в части, подлежащей зачислению в Пенсионный фонд Российской
Федерации".
Пенсионный фонд
Российской Федерации считает, что после регистрации в Минюсте России
соответствующих изменений, связанных с установлением с 1 января 2002 г.
обязанности страхователей уплачивать в бюджет ПФР страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование и изменением порядка уплаты единого
социального налога, вышеуказанный Порядок может применяться для реализации
положений ст.ст.61 - 64 НК РФ. Минфин
России поддерживает позицию ПФР.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН
15.03.2002