Проблемная ситуация: Общественная организация
оплачивает дополнительную медицинскую помощь инвалидам - чернобыльцам, как
являющимся работниками данной организации, так и не являющимся ее работниками.
Должна ли была организация уплачивать единый социальный налог с сумм оплаты
лечения инвалидов - чернобыльцев в 2001 г.? Облагаются ли единым социальным
налогом суммы оплаты такой помощи в 2002 г.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 марта 2002 г. N 04-04-04/38
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу налогообложения единым социальным налогом (ЕСН)
дополнительной медицинской помощи, оплачиваемой общественной организацией
лицам, как являющимся, так и не являющимся работниками организации, и сообщает
следующее.
В соответствии со ст.235
гл.24 "Единый социальный налог (взнос)" (в ред. Федерального закона
от 29.12.2000 N 166-ФЗ) Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) в 2001 г. налогоплательщиками ЕСН признавались работодатели,
производящие выплаты наемным работникам, и в соответствии с п.1 ст.236
упомянутой главы Кодекса объектом налогообложения по единому социальному налогу
являлись выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.
Таким образом, в 2001 г. общественная организация
как работодатель являлась налогоплательщиком единого социального налога в
отношении всех выплат, производимых в пользу своих работников (штатных и
привлекаемых на условиях договоров или без договоров) за выполнение каких-либо
работ. То есть сумма дополнительной медицинской помощи, оплачиваемая
организацией для сотрудника - чернобыльца, должна включаться в налоговую базу
для исчисления единого социального налога.
При этом, по
нашему мнению, организация не являлась налогоплательщиком единого социального
налога в отношении тех сумм, которые не предполагали со стороны их получателей
выполнение каких-либо работ или услуг для организации, в связи с чем суммы
выплат таким лицам, не выполняющим работы для организации, а именно суммы
дополнительной медицинской помощи, не включались в объект налогообложения для
исчисления единого социального налога (взноса) как на основании положений
ст.236, так и на основании ст.235 Кодекса (в связи с отсутствием организации -
работодателя).
При этом сообщаем,
что в соответствии с п.1 ст.236 гл.24 Кодекса (с учетом Федерального закона от
31.12.2001 N 198-ФЗ) объектом налогообложения по единому социальному налогу с
2002 г. признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско - правовым
договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также
по авторским договорам.
Таким образом, общественная организация
не должна начислять единый социальный налог на суммы дополнительной медицинской
помощи для лиц, не являющихся работниками этой организации, как в 2001 г., так
и в 2002 г.
Что же касается оплаты указанной помощи
для своих работников, то в 2002 г. данные суммы будут облагаться ЕСН в
зависимости от включения этих выплат в трудовой договор.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
21.03.2002