Проблемная ситуация: Союз старателей просит дать
разъяснения о порядке уплаты авансовых платежей по налогу на добычу полезных
ископаемых для золотодобывающих предприятий, имеющих сезонный характер
производства добычных работ. Все предприятия, разрабатывающие россыпные месторождения
драгоценных металлов, а также предприятия, извлекающие драгоценные металлы из
руд методом кучного выщелачивания, начинают добычу полезных ископаемых во
второй половине II квартала каждого календарного года и завершают годовую
добычу, как правило, в течение первого месяца IV квартала.
В I квартале каждого календарного года
добыча полезных ископаемых указанными предприятиями не производится и, как
следствие, отсутствует реализация, т.е. предприятия не имеют финансовых
средств, необходимых для уплаты авансовых платежей по налогу на добычу полезных
ископаемых.
В соответствии со ст.286 Налогового
кодекса РФ золотодобывающие предприятия, имеющие сезонный характер
производства, перешли на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из
фактической прибыли. То есть в те периоды, когда у предприятий отсутствуют
добыча и реализация добытых полезных ископаемых, авансовые платежи по налогу на
прибыль не производятся.
Возможно ли золотодобывающим
предприятиям, имеющим сезонный характер добычи и производства продукции,
производить уплату авансовых платежей по налогу на добычу полезных ископаемых в
таком же порядке, как производится уплата указанными предприятиями авансовых
платежей по налогу на прибыль организаций?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 марта 2002 г. N 04-06-05/1/14
Департамент налоговой политики по вопросу о порядке уплаты авансовых платежей по налогу на добычу
полезных ископаемых для золотодобывающих предприятий сообщает следующее.
В соответствии со ст.343 гл.26 "Налог
на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации
налог уплачивается раздельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. В
течение налогового периода в бюджет уплачиваются авансовые платежи. Суммы
ежемесячных авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате в бюджет в течение
налогового периода, исчисляются как одна треть общей суммы налога за предыдущий
налоговый период.
Разница между общей суммой налога,
исчисленной по итогам налогового периода, и суммой авансовых платежей по налогу,
уплаченных в течение налогового периода, подлежит уплате в бюджет по итогу
налогового периода.
Положительная разница между суммой
авансовых платежей по налогу, уплаченных в течение налогового периода, и общей
суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, признается суммой
излишне уплаченного налога и подлежит возврату (зачету) налогоплательщику в
соответствии со ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того,
согласно ст.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений
и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании
утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" в
отношении добытых полезных ископаемых, за исключением нефти, суммы ежемесячных
авансовых платежей, подлежащих уплате в течение I квартала 2002 г., исчисляются как одна третья сумм начисленных за IV квартал 2001
г. платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально -
сырьевой базы.
В связи с изложенным освобождение от
уплаты авансовых платежей для золотодобывающих предприятий, имеющих сезонный
характер производства добычных работ, законом не предусмотрено.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
26.03.2002