Проблемная ситуация: Относятся ли к расходам,
связанным с оплатой маркетинговых услуг, включаемым в себестоимость банковских
услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490,
следующие расходы:
1) расходы по договору на проведение
технической экспертизы осуществленных для банка исследовательских работ,
технических и технологических исследований и разработок, целью которых является
установка аппаратно-программного комплекса для подключения и передачи данных в
процессинговый центр, заключенному со сторонней организацией;
2) расходы по договору на проведение
экспертизы осуществленных для банка работ по расширению структурированной
кабельной системы по оптимизации и повышению эффективности информационных и
телекоммуникационных комплексов, заключенному со сторонней организацией;
3) расходы по договору на проведение
маркетинговых исследований рынка электронной коммерции, заключенному со
сторонней организацией?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 апреля 2002 г. N 04-02-06/5/4
Департамент налоговой политики сообщает
следующее.
Прежде всего, считаем необходимым
ответить, что для ответов по существу поставленных в письме вопросов необходимо
рассмотреть содержание и условия заключенных договоров со сторонними
организациями на выполнение работ (оказание услуг).
Маркетинговые услуги - это услуги по
организации процесса выявления, максимизации и удовлетворения потребительского
спроса на продукцию организации (в конкретном случае - банковские услуги).
Понятие "маркетинг"
предусматривает наряду с оказанием информационных услуг, носящих, как правило,
краткосрочный характер, также оказание услуг по изучению текущего рынка сбыта и
созданию новых структурных подразделений для расширения рынка сбыта продукции
(услуг).
Учитывая поставленные вопросы,
предполагаем, что речь идет о расходах, осуществленных до вступления в действие
гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно Положению об особенностях
определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и
другими кредитными учреждениями, утвержденному Постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, в себестоимость банковских услуг
включаются расходы, непосредственно связанные с выполнением банковских операций
в процессе осуществления банковской деятельности.
В соответствии с
п.п.38, 39 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для
уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994
г. N 490, в себестоимость банковских услуг для целей налогообложения включаются
расходы, связанные с оплатой консультационных, информационных и маркетинговых
услуг. Указанные расходы относятся к текущим
расходам банка.
1. Исходя из письма, речь идет о
проведении технической экспертизы осуществленных для банка исследовательских
работ, технических и технологических исследований и разработок, целью которых
является установка аппаратно-программного комплекса для подключения и передачи
данных в процессинговый центр.
По мнению Департамент налоговой политики,
затраты банка по установке аппаратно-программного комплекса для подключения и
передачи данных в процессинговый центр носят капитальный характер, равно как и
расходы, связанные с предварительным исследованием и экспертизой результатов
исследования.
2. Расходы, связанные с осуществлением
работ по расширению структурированной кабельной системы по оптимизации и
повышению эффективности информационных и телекоммуникационных комплексов,
должны осуществляться банком за счет капитальных вложений как расходы
капитального характера с реализацией мероприятий, рассчитанных на долгосрочную
перспективу. За счет капитальных затрат осуществляются также подготовительные
работы и расходы, связанные с экспертизой этих работ.
Учитывая это, расходы, связанные с
проведением работ (оказанием услуг) сторонних организаций, перечисленные в
п.п.1 и 2 письма, по нашему мнению, следует относить на капитальные затраты,
т.е. за счет прибыли банка после уплаты налога, с последующим списанием через
амортизацию.
3. Как уже отмечалось ранее, все расходы
банка, связанные с исследованием и расширением рынка сбыта банковских услуг,
рассчитанные на длительную перспективу, носят долгосрочный характер и должны
оплачиваться за счет прибыли после уплаты налога.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
02.04.2002