Проблемная ситуация: Постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка
определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной
среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" предусматривается
взимание платы за определенные виды вредного воздействия на окружающую среду с природопользователей. К природопользователям
относятся предприятия, учреждения, организации, осуществляющие выбросы и сбросы
загрязняющих веществ в атмосферу, поверхностные и подземные водные объекты,
размещение отходов. Наша организация, осуществляющая вид деятельности,
связанный с природопользованием, не занимается размещением отходов, а также не
осуществляет сброс вредных веществ в водные объекты.
Могут ли органы исполнительной власти
субъектов РФ предоставить организации льготу по плате за загрязнение окружающей
природной среды в части суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего
субъекта РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 апреля 2002 г. N 04-07-14/16
Департамент налоговой политики сообщает
следующее.
Частью первой Налогового кодекса
Российской Федерации, определяющей общие принципы налогообложения и введенной в
действие с 1 января 1999 г., не предоставлено право органам государственной
власти субъектов Российской Федерации устанавливать
льготы по федеральным налогам.
В соответствии со ст.72 Конституции
Российской Федерации общие принципы налогообложения являются предметом
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае
противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст.7
Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие
части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 1999 г.
федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории
Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу,
определенный указанным Законом, действуют в части, не противоречащей части
первой Кодекса, и подлежат приведению
в соответствие с частью первой Кодекса.
В связи с этим до
введения в действие главы "Экологический налог" части второй
Налогового кодекса Российской Федерации Постановление Правительства Российской
Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения
платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды,
размещение отходов, другие виды вредного воздействия" действует в части,
не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут предоставлять
льготы по плате за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов,
другие виды вредного воздействия, в части суммы платы, поступающей в бюджет
соответствующего субъекта Российской Федерации.
К сведению
сообщаем, что 28 марта 2002 г. Верховным Судом Российской Федерации было
принято Решение о признании незаконным (недействительным) Постановления
Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении
Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей
природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", в
ред. от 14 июня 2001 г. N 463 (гражданское дело по
заявлению ОАО).
Министерство финансов Российской
Федерации подготовило, направило в Верховный Суд Российской Федерации
кассационную жалобу на Решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта
2002 г.
В связи с этим до принятия окончательного
решения по данному вопросу необходимо пользоваться действующим
законодательством.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
18.04.2002