Проблемная ситуация: Вправе ли
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием
территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской
Федерации устанавливать дифференцированные ставки платы за загрязнение
окружающей природной среды на основании утвержденных базовых нормативов платы и
коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществлять
корректировку размеров платежей природопользователей
с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и
зачислять эти средства в счет указанных платежей?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 апреля 2002 г. N 04-07-14/19
Департамент налоговой политики сообщает
следующее.
Плата за выбросы и сбросы загрязняющих
веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на основании
нормативного документа "Инструктивно - методические указания по взиманию
платы за загрязнение окружающей природной среды" (утв. Минприроды России
26.01.1993 по согласованию с Минфином России и Минэкономики России,
регистрационный N 190) взимается с 1993 г.
Базовые нормативы платы за выбросы,
сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов
утверждены Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации 27 ноября 1992 г.
Коэффициент индексации ставок платы
рассчитывается ежегодно Государственным комитетом по экологии Российской
Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и
Министерством экономики Российской Федерации (Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации).
Кроме того, Министерством охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации к базовым нормативам
платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и
размещение отходов были установлены повышающие фиксированные коэффициенты
экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного
воздуха и почвы территорий экономических районов Российской Федерации. Также
установлены коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости
состояния водных объектов по бассейнам основных рек.
Все коэффициенты могут увеличиваться для природопользователей, расположенных в зонах экологического
бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего
Севера, на территории национальных парков, а также на территориях, включенных в
международные конвенции, - до двух раз. А для природопользователей,
осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных
промышленных центров, - на 20 процентов.
В соответствии с Инструктивно
- методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей
природной среды (утв. Минприроды России 26.01.1993 по согласованию с Минфином
России и Минэкономики России, регистрационный N 190, в ред. Приказа Госкомэкологии России от 15.02.2000 N 77) и Порядком
определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной
среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от
28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных
размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие
виды вредного воздействия", органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации с участием территориальных органов МПР России осуществляют
корректировку размеров платежей природопользователей
с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и
зачисление этих средств в счет указанных платежей, а также по
согласованию с территориальными органами МПР России и Госсанэпиднадзора России
могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или
освобождать от нее отдельные организации социальной или культурной сферы, а
также организации, финансируемые из бюджетов разных уровней.
Согласно п.2 ст.19
Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" федеральные налоги (в том числе размеры их
ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в
бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами
Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
Статьей 19 вышеназванного Закона платежи
за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.
Согласно ст.56 Налогового кодекса
Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые
отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные
законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими
налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать
налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и
сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и
сборам, не могут носить индивидуального характера.
При этом предоставление органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации льгот по федеральным
налогам, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ, Налоговым
кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Учитывая изложенное, установление
исполнительными органами субъектов Российской Федерации льгот по уплате
платежей за пользование природными ресурсами, в том числе в части сумм,
поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, неправомерно.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
19.04.2002