Проблемная ситуация: Ввиду определения аудиторской
деятельности как предпринимательской деятельности по независимой проверке
бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и
индивидуальных предпринимателей просим разъяснить, являются ли налоговые
декларации финансовой (бухгалтерской) отчетностью и подлежат ли они
обязательному аудиту.
Итоговая сумма обязательств организаций
по уплате налогов перед бюджетом, приводимая в налоговых декларациях,
соответствует величине кредитового сальдо по счету 68, исчисленной по первичным
бухгалтерским документам. В случае признания налоговой
декларации отчетностью, не относящейся ни к бухгалтерской, ни к финансовой
отчетности, налоговая отчетность является объектом налогового контроля, а не
обязательного аудита. В связи с этим, а также исходя из того, что
обороты и остатки по балансовому счету 68 ниже уровня существенности при оценке
достоверности бухгалтерской отчетности (не существенны для оценки состояния
активов и пассивов аудируемых организаций), возможно
ли отражать расчеты с бюджетом по налогам на внебалансовом
счете? Таким образом, бухгалтерский учет будет очищен от информации, не
подлежащей оценке на достоверность, и отделен от налогового учета.
Возможно ли не применять штрафные санкции за правонарушения в виде уклонения
от проведения аудита, связанные с непредоставлением аудируемыми лицами документов и регистров налогового учета
и налоговых деклараций, в порядке, установленном п.3 ст.21 Федерального закона
от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 апреля 2002 г. N 04-02-06/2/34
Департамент налоговой политики совместно
с Департаментом методологии бухгалтерского учета сообщает следующее.
В соответствии со
ст.23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики
обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке
налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая
обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также
бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О
бухгалтерском учете".
Налоговая декларация представляет собой
письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных
расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и
(или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.
Указанная декларация представляется в
налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.
Указанная декларация представляется в установленные законодательством о налогах
и сборах сроки.
Налоговые декларации не являются и не
могут являться частью бухгалтерской отчетности. Федеральным законом от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" четко определен состав
бухгалтерской отчетности организации.
Получение необходимой информации для
исчисления налогов (в том числе налога на прибыль) является одной из функций
системы бухгалтерского учета.
Государственной
Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 апреля 2002 г. принят во
втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные
законодательные акты Российской Федерации", согласно которому вносятся
уточнения и в гл.25 "Налог на прибыль организаций".
В частности,
предлагается внести дополнение в ст.313 Кодекса и предусмотреть, что в случае,
если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для
определения налоговой базы в соответствии с требованиями указанной главы,
налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры
бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры
налогового учета, либо ведет самостоятельные регистры налогового учета.
Нельзя согласиться с мнением авторов об
исключении балансового счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и
открытии по расчетам с бюджетом забалансового счета,
так как данный счет является необходимым для отражения информации о состоянии
расчетов с бюджетом по уплате налога, а не служит для определения величины
налога. Для определения величины налога служит налоговая декларация (расчет).
Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ
"Об аудиторской деятельности" определяет правовые основы
регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Аудиторская деятельность, аудит -
предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и
финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных
предпринимателей.
Статьей 7 указанного Федерального закона
установлено, что обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская
проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности
организации или индивидуального предпринимателя. При этом определены случаи,
когда осуществляется обязательный аудит.
Статья 21 Федерального закона от
07.08.2001 N 119-ФЗ определяет ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации об аудите. Пунктом 3 указанной статьи Федерального закона
установлено, что уклонение организации или индивидуального предпринимателя,
подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его
проведению, влекут взыскание штрафа с организации или индивидуального
предпринимателя в размере от 500 до 1000 минимальных размеров
оплаты труда, установленного федеральным законом.
Министерству финансов Российской
Федерации не предоставлено права на установление каких-либо исключений по
применению норм указанного Федерального закона.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
24.04.2002