Проблемная ситуация: Согласно п.2 ст.11 НК РФ
используемое для его целей понятие "счета" включает расчетные
(текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского
счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства
организаций и индивидуальных предпринимателей.
Вправе ли налоговый орган привлечь
организацию - налогоплательщика к ответственности в соответствии со ст.118 НК
РФ за нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии
транзитного валютного счета?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 апреля 2002 г. N 04-00-11
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и сообщает следующее.
Согласно п.2 ст.11 Налогового кодекса
Российской Федерации используемое для его целей понятие "счета"
включает расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании
договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут
расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст.860 Гражданского
кодекса Российской Федерации правила его гл.45 "Банковский счет"
распространяются на корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, другие
счета банков, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или
установленными в соответствии с ними банковскими правилами.
Порядок открытия, ведения и закрытия
банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком
России в соответствии с федеральными законами (ст.30 Федерального закона
"О банках и банковской деятельности"). Порядок открытия и ведения
уполномоченными банками счетов резидентов и нерезидентов в иностранной валюте
устанавливается Банком России (п.3 ст.5, п.2 ст.7 Закона Российской Федерации
"О валютном регулировании и валютном контроле").
В соответствии с
п.6 разд.II Инструкции о порядке обязательной продажи
предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через
уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке
Российской Федерации, утвержденной Приказом Банка России от 29.06.1992 N
02-104А (в ред. Приказа Банка России от 17.07.1997 N 02-311) юридическому лицу
на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком,
параллельно открываются:
транзитный валютный счет для зачисления в
полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих
обязательной продаже, и проведения других операций в соответствии с указанной
Инструкцией;
текущий валютный счет для учета средств,
остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи
экспортной выручки, и совершения иных операций по счету в соответствии с
валютным законодательством.
В п.8 указанной
Инструкции определены расходы в иностранной валюте, которые могут оплачиваться
юридическими лицами с их транзитных валютных счетов, в частности расходы в
оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов, в пользу
уполномоченных банков по начисленным ими комиссионным вознаграждениям за
осуществление с транзитных валютных счетов соответствующих платежей и иные
расходы в случаях, разрешенных Банком России.
Таким образом, транзитному валютному
счету, открытому юридическому лицу, присущи признаки, предусмотренные в
определении понятия "счета", используемого для целей Налогового
кодекса Российской Федерации.
В связи с этим полагаем, что налоговый
орган вправе в установленном порядке принимать решение о привлечении
организации - налогоплательщика к ответственности в соответствии со ст.118
Налогового кодекса Российской Федерации в случае нарушения этой организацией
установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии ею
транзитного валютного счета.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
24.04.2002