Проблемная ситуация: 1. Согласно ст.10 Федерального
закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ по состоянию на 1 января 2002 г. налогоплательщик
обязан отразить в составе доходов внереализационные доходы, определенные в
соответствии с требованиями, установленными гл.25 НК РФ, которые ранее не
учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. В число таких доходов входят штрафы, пени, неустойки за нарушение
договорных отношений, полученные в 2001 г. Как данное требование ст.10
Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ соотносится с положением п.2 ст.5 НК
РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие
новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов,
устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства
о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом
ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы
не имеют?
2. В соответствии с
п.п.1, 4 ст. 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в
котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных
средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод
начисления). При этом для внереализационных доходов датой получения
дохода признается дата начисления процентов (штрафов, пеней и (или) иных
санкций) в соответствии с условиями заключенных договоров либо на основании
решения суда - по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за
нарушение условий договорных обязательств. Таким образом, кредитор, обязанный
начислять и уплачивать налог на не полученные с должника суммы штрафов, пеней и
иных санкций, по существу ограничивается в праве распоряжения своими денежными
средствами. На это указал и Конституционный Суд РФ в своем
Постановлении от 28.10.1999 N 14-П, признав не соответствующими Конституции РФ
нормы законодательства о налоге на прибыль предприятий и организаций, в
соответствии с которыми при начислении налога на прибыль в налогооблагаемую
базу включаются суммы присужденных, но не полученных штрафов, пеней и других
санкций. Просим разъяснить данную ситуацию. Как соотносятся между собой
нормы ст.ст.250 и 271 НК РФ и Постановления Конституционного Суда РФ от
28.10.1999 N 14-П?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 апреля 2002 г. N 04-02-06/3/30
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и по существу вопросов сообщает следующее.
Прежде всего, следует отметить, что гл.25
"Налог на прибыль организаций", дополнившая часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации, введена в действие с 1 января 2002 г.
Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации по сути не вводит новые налоги, не повышает
налоговые ставки (размеры налогов), не усиливает (отягощает) ответственность
налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства и не устанавливает
новые обязанности, ухудшающие положение налогоплательщиков. Вследствие этого
ссылка в письме на нормы п.2 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации, по
мнению Департамента налоговой политики, некорректна.
Статьей 284 гл.25
Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговые ставки в размере
24 процентов против действующих ранее 35 (43) процентов, т.е. размер налоговой
ставки по налогу на прибыль для всех организаций независимо от их
организационно - правовой формы уменьшен в полтора - два раза, что также не
относится к факторам, ухудшающим положение налогоплательщиков.
Кроме того, в соответствии со ст.252
Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты
налогоплательщика и фактически ликвидированы многие ограничения при учете
расходов для целей налогообложения в виде различных норм и нормативов,
действующих ранее.
Что касается вопроса о штрафах, пене и
иных санкциях за нарушение договорных условий, то следует иметь в виду, что
это, прежде всего, вопрос гражданского законодательства.
Так, в соответствии со ст.330
Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней)
признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник
обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об
уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Поэтому доходы, полученные кредитором от
должника в виде сумм штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, и
до принятия гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации подлежали включению в
состав прибыли (убытка) как внереализационные доходы и расходы организации (в
соответствии с п.п.14 и 15 Положения о составе затрат).
Порядок учета сумм штрафов, пеней и иных
санкций за нарушение условий договоров в составе внереализационных доходов
(расходов) с введением гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации не
претерпел существенных изменений.
В настоящее время принят во втором чтении
Государственной Думой проект федерального закона "О внесении изменений и
дополнений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации и в
отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предполагает
внести изменения в ст.250 в части включения в состав внереализационных доходов доходов в виде штрафов, пеней и
(или) иных санкций за нарушение условий договорных обязательств, признанных
должником, или на основании решений суда, вступивших в силу.
Что касается решения Конституционного
Суда Российской Федерации, изложенного в его Постановлении от 28.10.1999 N
14-П, то оно было принято в отношении отдельных кредиторов, которые учитывали
доходы и расходы по кассовому методу.
В соответствии со
ст.2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о
признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах" Закон Российской Федерации от
27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий и организаций" признан утратившим
силу со дня введения в действие указанного Федерального закона.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
25.04.2002