Проблемная ситуация: С введением в действие гл.25 НК
РФ уплата авансовых платежей производится исходя из суммы налога, подлежавшей
уплате в бюджет за III квартал 2001 г. В связи с сезонным характером
деятельности организации наивысший процент реализации и прибыли приходится на
III квартал, а в I квартале прибыли не ожидается. Каков в этом случае порядок
предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 апреля 2002 г. N 04-02-06/1/70
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и по существу вопроса сообщает следующее.
Прежде всего, считаем необходимым
подчеркнуть, что отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов
предоставляются на основании фактических результатов (данных годового (квартального)
бухгалтерского отчета), а не ожидаемых данных хозяйственной деятельности
организации.
Статьей 63
Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что отсрочки и рассрочки
по уплате федеральных налогов предоставляются Министерством финансов Российской
Федерации в соответствии с изданным им Приказом от 30.09.1999 N 64н "Об
утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки,
налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных
налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный
бюджет".
В соответствии с
п.1 разд.I Порядка организации работы по
предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного
налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени,
подлежащих зачислению в федеральный бюджет, утвержденного Приказом Минфина
России от 30.09.1999 N 64н (далее - Порядок), организация - налогоплательщик
направляет на рассмотрение в соответствующий департамент Минфина России (в
данном случае - в Департамент отраслевого финансирования) заявление об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а
также пени, зачисляемых в федеральный бюджет в форме отсрочки, рассрочки,
налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
В соответствии с требованиями п.9 разд.II Порядка налогоплательщиком в обязательном порядке
представляются в соответствующий департамент Минфина России следующие
документы:
а) заявление налогоплательщика с просьбой
о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного
налогового кредита;
б) справка налогового органа по месту
учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока
уплаты налогов и сборов, а также пени, определенных в п.1 ст.62 Налогового
кодекса Российской Федерации;
в) справка налогового органа по месту
учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разных уровней и о
предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в рамках
реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с
выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
г) обязательство налогоплательщика,
предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий,
на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности;
д) копия устава (положения) организации;
е) баланс и другие формы бухгалтерской
отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за
предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик
обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;
ж) документы об имуществе, которое может
являться или является предметом залога, либо поручительство.
В зависимости от оснований обращения
налогоплательщика об изменении срока уплаты налогов и сборов, а также пени,
подлежащих уплате в федеральный бюджет, устанавливается предоставление ряда
дополнительных документов.
Так, в соответствии
с п.10.4 разд.II Порядка в случае обращения о
предоставлении отсрочки (рассрочки) по основаниям, определенным в пп.5 п.2
ст.64 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно если производство и
(или) реализация товаров, работ, услуг носит сезонный характер, представляется
документ, подтверждающий тот факт, что организация осуществляет деятельность,
поименованную в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.04.1999 N 382 "О перечнях
сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей
налогообложения" Перечне сезонных отраслей и видов деятельности.
Вся процедура
рассмотрения и принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате
федеральных налогов и сборов соответствующими департаментами Минфина России
изложена в Порядке организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки,
налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных
налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет,
утвержденном Приказом Минфина России от 30.09.1999 N 64н, которым организации и
надлежит руководствоваться при оформлении
документов для подачи заявления об изменении срока уплаты налогов в федеральный
бюджет.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с п.5.2 разд.5 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"
все предприятия, за исключением бюджетных организаций и малых предприятий,
имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога
на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и
ставки налога.
В соответствии со
ст.285 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции подготовленного ко
второму чтению в Государственной Думе проекта федерального закона, вносящего
изменения и дополнения в гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации)
отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые
платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца,
три месяца и так далее до окончания календарного года.
Учитывая изложенное, организация может
принять решение о переходе на уплату налога на прибыль по итогам каждого
отчетного месяца, что позволит избежать излишней уплаты налога либо
возникновения задолженности в течение налогового периода.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
25.04.2002