Проблемная ситуация: Департамент финансов области в
связи с разработкой методики прогнозирования доходов бюджетов
муниципальных образований на 2003 г. просит разъяснить,
предусматривается ли введение с 1 января 2003 г. главы "Единый налог на
вмененный доход для определенных видов деятельности" НК РФ. Просим
сообщить основные предполагаемые изменения по сравнению с действующим
Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных
видов деятельности".
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 мая 2002 г. N 04-05-12/32
Департамент налоговой политики сообщает
следующее.
В настоящее время
на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
находится проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах",
внесенный Письмом Правительства Российской Федерации от 13.04.2002 N 2151п-П13,
которым, в частности, предлагается дополнить часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации новой гл.26.3 "Система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Предлагаемая гл.26.3 система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности предусматривает замену ряда существующих налогов единым налогом. В
частности, предлагается заменить уплату налога на прибыль
организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на
имущество организаций, налога на имущество физических лиц, налога на доходы
физических лиц и единого социального налога.
Вместе с тем в целях гарантирования
пенсионного обеспечения работников организаций и индивидуальных
предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход,
предусматривается сохранить обязанность уплаты страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством об обязательном
пенсионном страховании.
Систему налога на вмененный доход
предлагается распространить на следующие виды деятельности: оказание бытовых
услуг физическим лицам; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту,
техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля;
общественное питание; розничная торговля горюче - смазочными материалами через
автозаправочные станции.
Субъекты Российской Федерации
самостоятельно решают вопрос, вводить или не вводить у себя на территории указанную
систему налогообложения. В случае если на территории того или иного субъекта
Российской Федерации введена указанная система налога на вмененный доход, то
все налогоплательщики, занимающиеся перечисленными видами деятельности, в
обязательном порядке переводятся на эту систему налогообложения.
Вмененный доход определяется путем
умножения базовой доходности на количество физических показателей,
характеризующих тот или иной вид деятельности (единица площади, численность
работающих, количество автомашин и т.д.).
Как показал опыт применения существующей
аналогичной системы, во многих субъектах Российской Федерации были введены
слишком высокие размеры базовой доходности, что стало препятствием для развития
малого бизнеса. По этой причине предлагается размеры базовой доходности
закрепить непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации могут
изменять указанную базовую доходность, корректируя ее на коэффициенты, которые
отражают особенности ведения предпринимательской деятельности в различных
муниципальных образованиях, особенности населенного пункта, месторасположение
как самого населенного пункта, так и внутри него, особенности ассортимента
продукции (товаров, услуг, работ), сезонность и другие факторы, а также уровень
инфляции.
Ставку налога предлагается установить в
действующем ныне размере 15 процентов. Между тем следует учесть, что
аналогичная ставка, действующая в рамках существующей системы, применяется при
режиме, предусматривающем уплату наряду с единым налогом также и единого
социального налога.
Зачисление сумм налога предусматривается
в том же порядке, что и для упрощенной системы налогообложения. При этом, аналогично, сумма единого налога, исчисленная за налоговый
период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством об
обязательном пенсионном страховании, уплаченных за этот же период времени при
выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, не облагаемым единым
социальным налогом. Установлено, однако, что сумма единого налога не может быть
уменьшена более чем на 25 процентов.
Для упрощения порядка уплаты налога в
законопроекте предусматриваются лишь квартальные платежи по этому налогу по
итогам налогового периода.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
20.05.2002