Проблемная ситуация: Каков порядок налогообложения
доходов в виде сумм денежных компенсаций, полученных работниками:
- взамен ежегодного оплачиваемого отпуска
(ст.126 Трудового кодекса РФ);
- за задержку выплаты заработной платы
(ст.236 Трудового кодекса РФ);
- за использование личного транспорта для
служебных поездок (ст.188 Трудового кодекса), -
если такие выплаты производятся по соглашению сторон трудового
договора в размерах, превышающих определенные Приказом Минфина России от
04.02.2000 N 16н "Об изменении предельных норм компенсации за
использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных
поездок"?
Следует ли при
определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц
руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об
установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование
для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы
относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией"?
В каком порядке следует определять
налоговую базу по доходам физического лица в виде полученных процентов по
рублевым вкладам, превышающим размеры, установленные п.27 ст.217 Налогового
кодекса РФ. Например, договор банковского вклада заключен 12.10.2000 под
ставку, равную ставке рефинансирования Банка России, в размере 25% сроком на
три месяца. Согласно договору начисление процентов производится по окончании
срока его действия. За какой период должен быть исчислен и удержан налог с
дохода в виде процентов, превышающих три четверти действовавшей ставки
рефинансирования Банка России по окончании действия договора: за 11 дней 2001 г.
или за весь период, за который начислены проценты (12.10.2000 - 11.01.2001)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 мая 2002 г. N 04-04-06/99
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и сообщает следующее.
1. Перечень гарантий и компенсаций,
предоставляемых работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей,
установлен разд.VII Трудового кодекса Российской
Федерации (далее - Трудовой кодекс). При этом под компенсациями рассматриваются
в соответствии со ст.164 Трудового кодекса денежные выплаты, установленные в
целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или
иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Предусмотренная положениями ст.128
Трудового кодекса замена по письменному заявлению работника части отпуска
денежной компенсацией не включена в перечень компенсаций, установленных
названным Кодексом в связи с исполнением трудовых обязанностей.
Учитывая изложенное, а также
руководствуясь положениями п.3 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Налоговый кодекс) считаем, что денежная компенсация, выплаченная
работнику на основании его письменного заявления за неиспользованный отпуск, не
подлежит освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц.
2. На основании ст.236
Трудового кодекса установлена обязанность работодателя при нарушении
установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при
увольнении и других выплат, причитающихся работнику, выплатить их с уплатой
процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей
в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от
не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего
дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета
включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации
определяется коллективным договором или трудовым договором.
Выплаченные физическим лицам в
соответствии со ст.236 Трудового кодекса проценты, по нашему мнению, не
подлежат на основании п.1 ст.217 Кодекса обложению налогом на доходы физических
лиц как иные наряду с государственными пособиями выплаты и компенсации,
производимые в соответствии с действующим законодательством.
3. В соответствии со ст.188 Трудового
кодекса размер возмещения работнику расходов при использовании им по согласию
или с ведома работодателя и в его интересах своего
личного имущества определяется соглашением сторон трудового договора,
выраженным в письменной форме. Однако в соответствии с п.3 ст.217 Налогового
кодекса компенсационные выплаты освобождаются от налогообложения в пределах
норм, установленных законодательством Российской Федерации. В частности, во
исполнение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 24.05.1993 N 487 Приказом Минфина России от 04.02.2000 N 16н установлены
нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для
служебных поездок. В случае возмещения расходов за использование личных
легковых автомобилей для служебных поездок в размерах, превышающих
установленные нормы компенсации, следует удерживать налог на доходы физических
лиц с суммы выплаты, превышающей указанные нормы. Что же касается Постановления
Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92, то его действие не распространяется
на правоотношения, связанные с налогообложением доходов физических лиц.
4. По нашему мнению, при налогообложении
доходов физического лица, в том числе и процентных доходов по вкладам в банках,
следует руководствоваться положениями ст.223 Налогового кодекса, определяющей
дату фактического получения дохода, с наличием которого у физического лица и
возникают обязанности по уплате налога.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
22.05.2002