Проблемная ситуация: Страховые медицинские организации
оплачивают медицинские услуги ограниченному контингенту застрахованных лиц за
счет средств резерва финансирования предупредительных мероприятий.
Согласно
Методическим рекомендациям по установлению территориальными фондами
обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и
расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, осуществляющих
обязательное медицинское страхование, утвержденным ФФОМС, одним из направлений
использования средств резерва финансирования предупредительных мероприятий
страховыми медицинскими организациями является финансирование дополнительных
(сверх территориальной программы ОМС) профилактических и оздоровительных услуг
ограниченному контингенту застрахованных.
Должен ли страховщик при оплате
медицинских услуг для определенного контингента населения как налоговый агент
удерживать налог на доходы физических лиц?
Должен ли страховщик в данном случае
начислять и уплачивать в бюджет единый социальный налог?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 мая 2002 г. N 04-04-04/74
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу налогообложения средств резерва
финансирования предупредительных мероприятий и сообщает следующее.
В соответствии с
пп.1 п.2 ст.294 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к
расходам страховых организаций, связанным с осуществлением ими страховой
деятельности, относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с
учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на
основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным
органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Порядок формирования и использования
страховых резервов страховой организацией регулируется Положением о страховых
медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование
граждан (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018.
Согласно п.п.8 и 10 Положения медицинские
страховые организации формируют страховые резервы оплаты медицинских услуг и
страховой резерв, а также резерв финансирования предупредительных мероприятий в
порядке и на условиях, устанавливаемых территориальным фондом обязательного
медицинского страхования.
Назначение резервов, формируемых
страховой медицинской организацией, приводится в Типовых правилах обязательного
медицинского страхования (далее - Типовые правила), утвержденных совместным
Письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Федеральной
службы России по надзору за страховой деятельностью от 28.06.1994 N 3-1354.
В соответствии с п.4.7 Типовых правил страховая медицинская организация образует из
полученных от территориального фонда обязательного медицинского страхования
средств необходимые для предстоящих выплат резерв оплаты медицинских услуг и
запасной резерв.
Резерв оплаты медицинских услуг
предназначен для оплаты в течение срока действия договоров
страхования медицинских услуг застрахованному контингенту.
Запасной резерв предназначен для покрытия
превышения расходов на оплату медицинских услуг над средствами,
предназначенными на эти цели, т.е. при нехватке резерва оплаты медицинских
услуг.
Резерв финансирования предупредительных
мероприятий (далее - РФПМ) предназначен для финансирования мероприятий по
снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих
снижению затрат обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, как видно из запроса,
направление использования средств РФПМ страховыми медицинскими организациями не
соответствует вышеуказанным нормативным документам, регулирующим отношения в
системе обязательного медицинского страхования.
Учитывая изложенное,
по нашему мнению, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования
следует привести свои нормативные акты в соответствие с действующим
законодательством.
Что же касается
уплаты страховщиком единого социального налога с сумм оплаты медицинских услуг
для определенного контингента населения, то следует иметь в виду, что в
соответствии с п.1 ст.236 гл.24 Кодекса (с учетом Федерального закона от
31.12.2001 N 198-ФЗ) объектом налогообложения единым социальным налогом с 2002
г. признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в
пользу физических лиц по трудовым и
гражданско - правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,
оказание услуг, а также по авторским договорам.
Таким образом, страховщик не должен
начислять единый социальный налог на суммы оплаты медицинских услуг для
определенного контингента населения (дети - инвалиды, пенсионеры, малоимущие и
т.д.), т.к. для данной категории населения он не является работодателем.
В соответствии со ст.226 Кодекса
российская организация, признаваемая налоговым агентом, обязана удерживать
налог на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при
их фактической выплате.
В том случае, если исчисленную сумму
налога удержать невозможно, налоговый агент должен в месячный срок с момента
возникновения соответствующих обстоятельств сообщить об этом в налоговый орган
по месту своего учета (с указанием суммы задолженности налогоплательщика).
Уплата налога за счет средств организации - налогового агента не допускается.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
28.05.2002