Проблемная ситуация: Всероссийское общество слепых
просит дать разъяснения по вопросу налогообложения организаций, использующих
труд инвалидов.
В связи с изменениями в налоговой системе
РФ и отменой налоговых льгот для организаций, использующих труд инвалидов,
указанные организации оказались в крайне тяжелом финансовом положении.
Какие шаги предпринимаются Правительством
в настоящее время в целях решения вопроса облегчения налоговой нагрузки для
организаций, использующих труд инвалидов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 2002 г. N 04-02-06/2/43
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и по вопросам налогообложения предприятий, использующих труд инвалидов,
сообщает следующее.
В настоящее время в стране проводится
масштабная налоговая реформа. В рамках реформы должны быть достигнуты следующие
цели.
Во-первых, снижение налогового бремени на
налогоплательщика. Для этого следует, в частности, отменить неэффективные и
оказывающие негативное влияние на экономическую деятельность налоги, прежде
всего уплачиваемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), существенно
снизить налогообложение фонда оплаты труда, изменить подход к определению
налогооблагаемой базы при взимании налога на прибыль. Предлагается снизить
общий размер отчислений в социальные внебюджетные фонды (до 35 - 36 процентов).
Во-вторых, выравнивание условий
налогообложения для всех налогоплательщиков, которое может быть обеспечено
только отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах
определения налоговой базы по отдельным налогам.
В-третьих, упрощение налоговой системы и
сокращение количества налогов.
Так, в рамках
проводимой налоговой реформы отменен с 1 января 2001 г. налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, с 1 января 2003 г.
предполагается отменить налог на пользователей автомобильных дорог и налог на
операции с ценными бумагами, налог на покупку иностранных денежных знаков и
платежных документов, выраженных в иностранной валюте, с 1 января 2004 г.
предполагается отменить налог с
продаж.
Налог на имущество предприятий,
физических лиц и земельный налог предлагается в дальнейшем заменить налогом на
недвижимость.
Что касается налога на землю, то в
соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю"
органам законодательной (представительной) власти
субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные
льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в
распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации, что дает право
организациям, использующим труд инвалидов, решать на месте вопрос о
предоставлении дополнительной льготы по земельному налогу.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.239 гл.24
"Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской
Федерации от уплаты единого социального налога освобождены общественные
организации инвалидов и их структурные подразделения; организации, уставный
капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов
и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50
процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не
менее 25 процентов.
Что касается налога с продаж, то в
соответствии с положениями гл.27 "Налог с продаж" Налогового кодекса
Российской Федерации организации являются плательщиками данного налога только в
случае совершения операций за наличный расчет по реализации физическим лицам
товаров (работ, услуг).
Федеральным законом
от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты
инвалидов, предусмотрен комплекс мер по обеспечению жизнедеятельности
инвалидов, которые, в основном, направлены на предоставление конкретной помощи
конкретным инвалидам, будь то медицинская помощь, возможность получения
образования, обеспечение занятости инвалидов и т.д.
Законом Российской Федерации от 27.12.1991
N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций",
действовавшим до 1 января 2002 г., общественным организациям инвалидов и их
предприятиям, учреждениям и организациям, а также предприятиям, применяющим
труд инвалидов, были установлены льготы по налогу на прибыль. Однако, как
показала практика, применение льготного порядка налогообложения прибыли
указанных организаций не было оправдано ни с точки зрения экономических
последствий, ни с точки зрения социальных последствий, т.к. не привело к улучшению
социальной защиты инвалидов. Кроме того, как неоднократно подчеркивалось,
социальная поддержка инвалидов должна носить адресный характер.
В основе гл.25
"Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской
Федерации (вступившей в силу с 1 января 2002 г.) заложены основные
концептуальные подходы Правительства Российской Федерации при проведении
налоговой реформы, направленные, в частности, на снижение налогового бремени
для законопослушных налогоплательщиков, выравнивание условий налогообложения
налогоплательщиков, создание прозрачной налоговой системы, обеспечение ее
стабильности.
Действовавшее до принятия гл.25 Кодекса
налоговое законодательство по налогу на прибыль предусматривало огромное
количество льгот, в том числе имело место наличие множества индивидуальных
льгот. Такое положение способствовало уклонению от налогообложения отдельных
налогоплательщиков.
В целях обеспечения единого подхода к
налогообложению организаций различных отраслей экономики и создания условий для
активизации инвестиций гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации
установлена единая ставка налога на прибыль в размере 24 процентов (для всех
налогоплательщиков) с отменой ранее действовавших налоговых льгот. При этом
законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют
право снижать (до 4 пунктов) для отдельных категорий налогоплательщиков
налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов
Российской Федерации.
Одновременно
сообщается, что, учитывая значимость проблемы социальной защиты инвалидов,
гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены положения,
создающие реальные предпосылки, в том числе для организаций, использующих труд
инвалидов, создавать условия для расширения производства, в частности, создания
дополнительных рабочих мест для инвалидов; улучшения условий труда инвалидов;
оказания материальной поддержки инвалидам, занятым на предприятии.
Так, пп.38 п.1
ст.264 вышеназванной главы Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом
изменений и дополнений в гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации,
установленных проектом федерального закона, принятого Государственной Думой 24
мая 2002 г.) предоставлено право уменьшать налоговую базу при исчислении налога
на прибыль на расходы, фактически осуществленные налогоплательщиком -
организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего
числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50
процентов и доля заработной платы инвалидов в расходах на оплату труда
составляет не менее 25 процентов.
Целями социальной
защиты инвалидов признаются улучшение условий труда инвалидов, создание рабочих
мест для инвалидов (включая закупку и монтаж оборудования и организацию труда
рабочих - надомников) и трудоустройство инвалидов, защита прав и законных
интересов инвалидов, мероприятия по их реабилитации (включая приобретение и
обслуживание технических средств реабилитации, собак - проводников, путевок в
санаторно - курортные учреждения), обеспечение инвалидам равных с другими
гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание инвалидов, организацию отдыха детей - инвалидов) в
соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите
инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов.
Аналогично в соответствии пп.39 п.1
ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации налогооблагаемая прибыль
уменьшается также на расходы налогоплательщиков - общественных организаций
инвалидов, а также на расходы налогоплательщиков - учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные
организации инвалидов в виде средств, направленных на осуществление
деятельности указанных общественных организаций инвалидов.
В заключение
отмечаем, что на совещании у заместителя Председателя Правительства Российской
Федерации В.И. Матвиенко (Протокол от 12.04.2002 N ВМ-П12-23пр) было принято
решение о создании межведомственной рабочей группы с участием представителей
Минфина России, Минэкономразвития России, МНС России, Минтруда России,
Пенсионного фонда Российской Федерации и общественных организаций инвалидов с
целью совершенствования норм налогового законодательства и механизма применения
льготного налогообложения общероссийских организаций инвалидов и их предприятий. Рабочей группе предстоит рассмотреть
подготовленные российскими общественными организациями инвалидов предложения о
предоставлении дополнительных льгот по налогам и сборам и о внесении
соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и
сборах и о результатах доложить Правительству Российской Федерации.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
30.05.2002