Проблемная ситуация: В настоящее время на предприятиях
Всероссийского общества слепых (ВОС) сложилась непростая экономическая
ситуация.
Это объясняется тем, что на предприятиях
ВОС преобладает ручной труд, поэтому производительность труда ниже, чем на
обычных предприятиях, что влечет за собой увеличение себестоимости выпускаемой
продукции и снижение ее конкурентоспособности. В связи с этим есть тенденция к
сокращению численности работающих инвалидов.
Вторая причина - это сокращение налоговых
льгот. Принятие гл.25 "Налог на прибыль организаций" части второй
Налогового кодекса РФ неизбежно приведет к увеличению налогового бремени,
уменьшению финансирования социальной сферы.
Возможно ли предоставление налоговых
льгот, в частности по плате за землю, общественным организациям инвалидов и
выделение госзаказа для предприятий Всероссийского общества слепых?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 июня 2002 г. N 04-02-06/4/18
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу льготного налогообложения общественных организаций инвалидов
и выделения госзаказа для предприятий ВОС и сообщает следующее.
Учитывая значимость проблемы социальной
защиты инвалидов, гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены положения,
создающие реальные предпосылки, в том числе для организаций, использующих труд
инвалидов, создавать условия для расширения производства, улучшения условий
труда инвалидов, оказания материальной поддержки инвалидам, занятым на
предприятии.
Так, пп.38 п.1 ст.264 Кодекса
предусмотрено право налогоплательщиков - организаций, применяющих труд
инвалидов, принимать к вычету осуществленные расходы в виде средств,
направленных на цели социальной защиты инвалидов.
В настоящее время принят Федеральный
закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные
акты Российской Федерации", которым предусмотрено расширение перечня целей
социальной защиты инвалидов в части отнесения к таким целям создания рабочих
мест для инвалидов (включая закупку и монтаж оборудования
и организацию труда рабочих - надомников), обучения (в том числе новым
профессиям и приемам труда) и трудоустройства инвалидов, мероприятий по их
реабилитации (включая приобретение и обслуживание технических средств
реабилитации, собак - проводников, путевок в санаторно - курортные учреждения)
и других мероприятий социального характера.
Принятые дополнения к ст.264 Кодекса
позволят Вашей организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль
принимать к вычету наряду со средствами, направленными на социальные нужды
инвалидов, также и средства, направленные на расширение производства.
Кроме того, согласно пп.2 п.1 ст.265
Кодекса в состав внереализационных расходов, подлежащих вычету при определении
налоговой базы, включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам.
При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида
вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и
(или) инвестиционного).
Снижена ставка налога на прибыль до 24
процентов. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской
Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую
ставку в части сумм налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской
Федерации, на 4 пункта. При этом указанная ставка не может быть ниже 10,5
процента.
Что касается налога на землю, то в
соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах налог на землю
относится к местным налогам и зачисляется в настоящее время в местный бюджет,
бюджет субъекта Российской Федерации и федеральный бюджет.
Органам законодательной
(представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в
пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего
субъекта Российской Федерации, что дает возможность общественным организациям
инвалидов и их предприятиям решить вопрос о предоставлении дополнительной
льготы по земельному налогу.
Одновременно сообщается, что на
совещании, проведенном 12 апреля 2002 г. у заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко, были рассмотрены проблемы
деятельности общественных организаций инвалидов.
С целью совершенствования норм налогового
законодательства и механизма их применения в части льготного налогообложения
общественных организаций инвалидов и их предприятий (организаций) создана
межведомственная рабочая группа из представителей Минфина России,
Минэкономразвития России, МНС России, Минтруда России, Пенсионного фонда РФ и
общероссийских общественных организаций инвалидов. На заседании рабочей группы
были рассмотрены предложения, поставленные общественными организациями
инвалидов, по вопросу предоставления льгот по уплате налогов и сборов этим
организациям и предприятиям, находящимся в их собственности.
Минтруду России поручено ввести в
практику работы министерства ежемесячные встречи, консультации с общественными
организациями инвалидов по проблемам деятельности этих организаций и вопросам
социальной защиты населения.
Принято решение о целесообразности
проведения в Правительстве Российской Федерации не реже одного раза в три
месяца рабочих совещаний с общественными организациями инвалидов.
Кроме того, сообщается, что
Минэкономразвития России подготовлен и направлен в Правительство Российской
Федерации проект федерального закона "О закупках и поставках продукции для
государственных нужд". Меры государственной поддержки предприятий общественных
организаций инвалидов, предусмотренные в данном законопроекте, направлены на
существенное расширение возможностей указанных предприятий участвовать в
поставках продукции для государственных нужд как на
федеральном, так и региональном уровнях.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
06.06.2002