Проблемная ситуация: Согласно п.8
ст.5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" отказ от применения упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой
ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться
субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при
условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
Из изложенного можно сделать вывод, что
субъект малого предпринимательства, желающий с 01.01.2002 перейти на
общепринятую систему налогообложения, учета и отчетности, должен подать
соответствующее заявление не позднее чем за 15 дней до завершения 2001 г., то
есть не позднее 16.12.2001.
Вместе с тем,
поскольку патент выдается на один календарный год, субъект малого
предпринимательства, решивший применять упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности в следующем году, должен представить в налоговый орган
заявление на выдачу патента на очередной год не позднее, чем за один месяц до
начала очередного года (п.п.1, 4 ст.5 Закона "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства"). Соответственно, если такое
заявление не будет представлено, произойдет автоматический возврат субъекта на
общепринятую систему налогообложения, учета и отчетности.
Таким образом, не обязательно
представлять заявление об отказе от применения упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности, достаточно не представлять заявление на
выдачу патента на очередной год.
В таком случае непонятен смысл нормы п.8
ст.5 Закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства".
Однако данную норму можно толковать
иначе: субъект малого предпринимательства, применяющий упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности в 2001 г., может перейти на общепринятую
систему налогообложения, учета и отчетности с начала 2001 г. при условии подачи
им соответствующего заявления в налоговый орган не позднее 16.12.2001. При
таком понимании данной нормы она согласуется с п.п.1, 4 ст.5 Закона "Об
упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства". В таком случае остается неясным, надо ли начиная с
01.01.2001 производить пересчет сумм соответствующих налогов за период
применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. В связи с изложенным просим разъяснить, как следует понимать норму п.8
ст.5 Закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства". В случае если вторая точка зрения
правильная, каковы последствия возврата к общепринятой системе налогообложения,
учета и отчетности?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2002 г. N 04-02-10
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства и сообщает следующее.
Правовые основы введения и применения
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства". Введение данного Закона было вызвано
необходимостью облегчения контрольной работы налоговых органов, а также упрощения
действующего налогового законодательства.
Право выбора системы налогообложения,
учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой
ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на
добровольной основе в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Применение упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты
совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных,
региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по
результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для
организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей,
государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств,
лицензионных сборов, единого социального налога (в ред. Федерального закона от
31.12.2001 N 198-ФЗ).
Пунктом 8 ст.5 Федерального закона от
29.12.1995 N 222-ФЗ установлено, что отказ от применения упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности и обратный переход к принятой ранее системе
налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого
предпринимательства с начала очередного (следующего) календарного года при
условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
Включение в Закон нормы, предусматривающей необходимость подачи заявления в
случае решения о переходе на традиционный режим налогообложения, обусловлено, в
частности, необходимостью осуществления контроля за
деятельностью организаций. Данную норму следует применять с учетом п.п.1 - 7
ст.5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ.
Таким образом, в ситуации, указанной в
письме, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения в 2001 г.,
вправе перейти на общепринятый режим налогообложения с 1 января 2002 г. (на
условиях, предусматриваемых Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ). При
этом с 1 января 2002 г. организация должна исчислять и уплачивать в доходы
бюджетов налоги в общеустановленном порядке.
Уместно также отметить, что в ходе
практического применения Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ от
налогоплательщиков поступило множество предложений по устранению недостатков в
действующей упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности,
ограничивающих возможность ее применения.
Государственной
Думой Федерального Собрания Российской Федерации 6 июня 2002 г. принят в первом
чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании
утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах" (внесенный Правительством Российской Федерации 13 апреля 2002 г.), регулирующий налогообложение субъектов малого
предпринимательства, в том числе гл.26.2 "Упрощенная система
налогообложения для субъектов малого предпринимательства" и гл.26.3
"Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности".
Данный законопроект
разработан с учетом соответствующих положений Концепции государственной
политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской
Федерации, рассмотренной Государственным Советом 19 декабря 2001 г. Вступление
данного проекта федерального закона в действие позволит заметно снизить
налоговое бремя на субъекты малого предпринимательства, упростит процедуры
налогообложения и представления отчетности и, в конечном счете, позволит
создать более благоприятные условия для ускорения развития в стране малого бизнеса.
Принятие гл.26.2 "Упрощенная система
налогообложения для субъектов малого предпринимательства" Налогового
кодекса Российской Федерации позволит устранить недостатки действующей системы
налогообложения (установленной Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства").
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
14.06.2002