Проблемная ситуация: С 1 января 2002 г. вступила в
силу гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ.В частности, гл.25 установлена обязанность организаций
вести налоговый учет. Какова цель его введения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июня 2002 г. N 04-02-07/14
Департамент налоговой политики по вопросу о целесообразности введения налогового учета в связи с
вступлением в силу с 1 января 2002 г. гл.25 "Налог на прибыль
организаций" Налогового кодекса Российской Федерации сообщает следующее.
В настоящее время в стране проводится
масштабная налоговая реформа. В рамках реформы должны быть достигнуты следующие
цели.
Во-первых, снижение налогового бремени на
налогоплательщика. Для этого следует, в частности, отменить неэффективные и
оказывающие негативное влияние на экономическую деятельность налоги, прежде
всего, уплачиваемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), существенно
снизить налогообложение фонда оплаты труда, изменить подход к определению
налогооблагаемой базы при взимании налога на прибыль. Предлагается снизить
общий размер отчислений в социальные внебюджетные фонды (до 35 - 36 процентов).
Во-вторых, выравнивание условий
налогообложения для всех налогоплательщиков, которое может быть обеспечено
только отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах
определения налоговой базы по отдельным налогам.
В-третьих, упрощение налоговой системы и
сокращение количества налогов.
Для реализации перечисленных программных
задач осуществляется работа по созданию Налогового кодекса Российской
Федерации, который должен стать единым законодательным актом Российской
Федерации о налогах и сборах, позволяющим систематизировать законодательство о
налогах и сборах.
Так, в рамках
работы над Налоговым кодексом Российской Федерации с 1 января 2002 г. введена в
действие гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса
Российской Федерации.
Положения гл.25 Налогового кодекса
Российской Федерации направлены на значительное сокращение налогового бремени
на организации - налогоплательщиков (с 35 до 24 процентов), выравнивание
налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков независимо от вида экономической
деятельности, создание для законопослушных организаций оптимальных условий для
дальнейшего экономического развития.
Возникающие
трудности, с которыми неизбежно столкнулись организации - плательщики налога на
прибыль в связи с вступлением гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации, на
наш взгляд, наряду с объективными причинами, связанными со значительным объемом
работ по расчету налоговой базы переходного периода, переходом на метод
начисления доходов и расходов, носят и чисто психологический характер,
вызванный введением по сути нового законодательства о налоге на прибыль, которое концептуально изменило порядок исчисления налога на
прибыль, отменив все ранее действующие льготы и установив открытые перечни
доходов и расходов, ввело в законодательство о налоге на прибыль понятие
налогового учета и т.д.
Главой 25 Налогового кодекса Российской
Федерации существенным образом изменяется порядок определения доходов и
расходов, учитываемых при формировании налоговой базы для исчисления налога на
прибыль.
Налогоплательщику предоставлено право
полученные в ходе экономической деятельности доходы уменьшать
на сумму произведенных расходов, связанных с производством и реализацией
товаров (работ, услуг), и внереализационные расходы.
Причем впервые в
практике российского законодательства о налоге на прибыль для организаций под
расходами для целей налогообложения признаются любые экономически
оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они
произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Указанные нормы вызвали необходимость
введения налогового учета.
Следует отметить, что корректировка
данных бухгалтерского учета для целей налогообложения прибыли не является
новшеством. Положениями гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации с целью
упорядочения процесса исчисления налоговой базы по налогу на прибыль
систематизирован и усовершенствован порядок корректировки данных бухгалтерского
учета для целей налогообложения в виде налогового учета.
Система налогового учета является
необходимым инструментом, обеспечивающим возможность с минимальными затратами
для налогоплательщика исчислить размер прибыли, подлежащей обложению налогом на
прибыль организаций в соответствии с положениями гл.25 Налогового кодекса
Российской Федерации.
В соответствии со ст.314 Налогового
кодекса Российской Федерации формы регистров налогового учета и порядок
отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных
учетных документов разрабатываются налогоплательщиками самостоятельно.
Если порядок группировки и учета объектов
и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку
группировки и отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, то
регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как
регистры налогового учета.
Первичные документы, являющиеся
основанием для организации бухгалтерского учета, применяются и для организации
налогового учета.
При этом следует
отметить, что принят Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносящий
существенные изменения и дополнения в отдельные нормы гл.25 Налогового кодекса
Российской Федерации, в том числе включающий положения, направленные на
сближение бухгалтерского и налогового учета, подчеркивающие первичную базовую роль бухгалтерского учета для налогового учета и т.п.
Кроме того, по мнению Департамента
налоговой политики, немалую роль в ажиотаже вокруг налогового учета сыграли
многочисленные публикации в периодической печати статей авторов, которые
произвольно и юридически неграмотно комментировали положения гл.25 Налогового
кодекса Российской Федерации.
В заключение следует отметить, что
положения гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся вопросов
налогового учета, не являются догмой, и в ходе реализации их в практической
деятельности при необходимости в гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации
будут вноситься необходимые корректировки.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
19.06.2002