Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок
перерасчета налога на прибыль страховой медицинской организацией в целях избежания штрафных санкций в связи с отнесением данной
организацией в первом полугодии 2002 г. отчислений в резерв предупредительных
мероприятий на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июня 2002 г. N 04-02-03/53
В связи с запросом по вопросу о
налогообложении страховых медицинских организаций Департамент налоговой политики
сообщает следующее.
В соответствии с
пп.1 п.2 ст.294 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам страховых
организаций, связанным с осуществлением ими страховой деятельности, относятся,
в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли
перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании
законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Порядок формирования и использования страховых
резервов страховой медицинской организацией регулируется Положением о страховых
медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование,
(далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018.
В соответствии с п.п.8 и 10 Положения
медицинские страховые организации формируют страховые резервы оплаты
медицинских услуг и страховой резерв, а также резерв финансирования
предупредительных мероприятий, в порядке и на условиях, устанавливаемых
территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Назначение резервов, формируемых
страховой медицинской организацией приводится в Типовых правилах обязательного
медицинского страхования (далее - Типовые правила), утвержденных совместным
Письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Федеральной
службы России по надзору за страховой деятельностью от 28 июня 1994 г. N
3-1354.
В соответствии с п.4.7 Типовых правил страховая медицинская организация образует из полученных
от территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд)
средств необходимые для предстоящих выплат резерв оплаты медицинских услуг и
запасной резерв.
Резерв оплаты медицинских услуг
предназначен для оплаты в течение действия договоров страхования медицинских
услуг застрахованному контингенту.
Запасной резерв предназначен для покрытия
превышения расходов на оплату медицинских услуг над средствами,
предназначенными на эти цели, т.е. при нехватке резерва оплаты медицинских услуг.
Резерв финансирования предупредительных
мероприятий (далее - РФПМ) предназначен для финансирования мероприятий по
снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих
снижению затрат обязательного медицинского страхования.
Из изложенного
следует, что РФПМ не предназначен для оплаты медицинских услуг и не относится к
страховым резервам.
Таким образом, применение для РФПМ режима
налогообложения, который установлен для страховых резервов (принятие к вычету
указанных страховых резервов при определении налогооблагаемой базы)
необоснованно, что и предусмотрено нормами гл.25 Налогового кодекса Российской
Федерации.
В соответствии с
Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ налогоплательщик осуществляет
расчет налоговой базы по налогу на прибыль за первое полугодие 2002 г. и
представляет в срок не позднее 28 июля 2002 г. налоговую декларацию по налогу
на прибыль за первое полугодие 2002 г. в порядке, установленном ст.289
Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае если по
результатам указанного перерасчета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет,
превышает сумму авансовых платежей, которые подлежали уплате в течение первого
полугодия 2002 г., сумма такого превышения подлежит уплате в бюджет по итогам
первого полугодия 2002 г. в сроки и порядке, которые установлены ст.287
Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае если налогоплательщик
самостоятельно исчислил и уплатил в бюджет суммы налога на прибыль (авансового
платежа по налогу на прибыль), налоговые органы не вправе применять к указанным
суммам положения ст.75 и гл.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае если по результатам указанного
перерасчета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, меньше суммы авансовых
платежей, которые подлежали уплате в течение первого полугодия 2002 г., сумма
излишне уплаченного в бюджет налога подлежит возврату налогоплательщику в
порядке, установленном ст.ст.78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, страховые компании имеют
возможность пересмотреть свои взаимоотношения с бюджетом без применения
каких-либо штрафных санкций.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
28.06.2002