Проблемная ситуация: В соответствии с Письмом Минфина
России от 15.04.2002 N 24-00/КП-52 договоры перестрахования, заключенные с
организациями - нерезидентами РФ, не имеющими лицензии на осуществление
страховой и перестраховочной деятельности, не должны учитываться в бухгалтерском
учете и отражаться в бухгалтерской отчетности страховщика, как перестраховочные
операции.
Между тем в ряде стран страховая и
перестраховочная деятельность не относится к разряду лицензируемых видов
деятельности, а условием осуществления указанной деятельности является наличие
юридического заключения и иных документов. В связи с
изложенным просим разъяснить порядок отражения в бухгалтерском учете и
отчетности операций по договорам страхования и перестрахования со страховыми
организациями - нерезидентами.
Правомерно ли учитывать в целях
налогообложения прибыли на основании положений гл.25 НК РФ в качестве
перестраховочных операции по договорам перестрахования, заключенным со
страховыми организациями - нерезидентами РФ, не имеющими лицензии на осуществление
страховой и перестраховочной деятельности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 августа 2002 г. N 04-02-06/1/115
В связи с запросом Департамент налоговой
политики сообщает следующее.
В соответствии со ст.30 Закона Российской
Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в
Российской Федерации" государственный надзор за страховой деятельностью
осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской
Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и
интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Государственный надзор за страховой
деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным
органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью,
действующим на основании положения, утверждаемого Правительством Российской
Федерации. В настоящее время это Департамент страхового надзора Министерства
финансов Российской Федерации, который помимо прочего определяет и правила
ведения бухгалтерского учета страховщиками.
Учитывая изложенное, решение вопроса о
том, являются ли операции страховыми или перестраховочными, а также отражение
этих операций в бухгалтерском учете относятся к компетенции Департамента страхового
надзора.
Что касается применения положений гл.25
Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся вопросов налогообложения
страховых организаций, то сообщаем следующее.
Страховые организации имеют некоторые
особенности в формировании налоговой базы по налогу на прибыль. В частности, им
разрешается исключать из налоговой базы страховые резервы. Однако, если отдельные страховщики заключают договоры
перестрахования с организациями - нерезидентами Российской Федерации, которые
страховщиками не являются, о чем свидетельствуют сообщения зарубежных органов
страхового надзора, а также в случае, когда договоры перестрахования
заключаются со страховыми организациями, у которых лицензия отозвана, то и для
целей налогообложения такие операции не могут, по нашему мнению,
рассматриваться в качестве перестраховочных операций.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
16.08.2002