Проблемная ситуация: ООО осуществляет экологическую
аудиторскую деятельность на основании Постановления Правительства РФ от
26.02.1996 N 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных
видов деятельности в области охраны окружающей среды".
Правомерно ли было относить затраты на
проведение экологического аудита клиентами ООО на себестоимость продукции
(работ, услуг) как затраты по "оплате консультационных, информационных и
аудиторских услуг" согласно пп."и"
п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N
552?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 августа 2002 г. N 04-02-06/2/65
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и по существу вопроса сообщает следующее.
Официальный правовой статус
экологического аудита как одного из видов аудиторской деятельности утвержден
Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 N 511 "О
Классификаторе правовых актов".
Определение
экологического аудита дано в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об
охране окружающей среды", согласно которому экологический аудит -
независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом
хозяйственной или иной деятельности требований, в том числе нормативов и
нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований
международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой
деятельности.
В то же время в соответствии с
Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской
деятельности" аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская
деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 2 ст.1 указанного Федерального
закона установлено, что аудит осуществляется в соответствии с данным
Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в
соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Однако, как следует из указанного
Федерального закона, в понятие "аудиторская деятельность" не входит
деятельность по осуществлению экологического аудита, а также отсутствуют
специальный федеральный закон, регулирующий деятельность экологического аудита,
или изданные в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности"
нормативные правовые акты по проведению экологического аудита.
Что касается ссылки
в письме на Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1996 N
168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов
деятельности в области охраны окружающей среды", то в связи с вступлением
в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности" Постановлением Правительства Российской
Федерации от 08.05.2002 N 302 оно признано утратившим силу.
Учитывая, что в настоящее время
отсутствует законодательная база по установлению порядка, определяющего
в том числе случаи проведения организациями обязательного экологического
аудита, за исключением Приказа Госкомэкологии от
30.03.1998 N 181 "Об экологическом аудировании в
системе Госкомэкологии России", у организаций до
1 января 2002 г. отсутствовали правовые основания включать для целей
налогообложения расходы, связанные с проведением аудиторской фирмой
экологического аудита, в себестоимость продукции (работ, услуг) как расходы по
оказанию аудиторских услуг согласно пп."и" п.2 Положения о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552.
То есть для целей налогообложения прибыли
не было предусмотрено отнесение затрат, связанных с проведением экологического
аудита, на себестоимость продукции (работ, услуг).
Одновременно сообщаем, что с 1 января
2002 г. вступила в силу гл.25 "Налог на прибыль организаций"
Налогового кодекса Российской Федерации. Предусмотренный гл.25 перечень доходов
и расходов является открытым: принимаются к вычету все документально
подтвержденные и экономически обоснованные затраты, осуществленные
налогоплательщиком в рамках предпринимательской деятельности, независимо от
факта получения дохода от реализации либо внереализационных доходов.
Учитывая актуальность проблемы, связанной
с охраной окружающей среды, организация начиная с 1 января 2002 г. может
отнести расходы по проведению обязательного экологического аудита к
экономически оправданным затратам, которые будут учтены для целей
налогообложения прибыли.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
20.08.2002