Проблемная ситуация: Немецкая издательская компания,
имеющая московское представительство, по заказу российского выставочного центра
оказывает издательские услуги по изготовлению официальных каталогов к
выставкам, которые оплачиваются российским выставочным центром и участниками
выставок, разместившими дополнительную информацию в официальных каталогах.
В настоящее время московское
представительство немецкой издательской компании осуществляет вспомогательную и
подготовительную деятельность для головного офиса в Германии, которая
заключается в установлении контактов с российскими участниками выставок,
почтовой рассылке документов для оформления заказов на размещение информации в
каталогах, а также передаче поступивших заказов в головной офис.
В связи с планируемым перераспределением
функций между головным офисом в Германии и московским представительством
последнее будет, в частности, осуществлять полную издательскую обработку и
редактирование материала, полученного от российских участников выставок, а
сортировка и верстка материала будут осуществляться головным офисом. Счета за
выполнение заказов российских участников выставки будут выставляться московским
представительством. Выставление счетов иностранным участникам выставки будет
осуществляться головным офисом.
Приведет ли передача московскому
представительству указанных функций к образованию постоянного представительства
немецкой компании в РФ в соответствии с Соглашением об избежании
двойного налогообложения с Германией?
Просим разъяснить порядок отнесения
доходов и расходов немецкой компании к московскому представительству в целях
налогообложения прибыли. Правильно ли мы считаем, что в доходы
представительства будут включаться счета, выставленные российским участникам
выставки? Каков порядок отнесения материальных затрат (в том числе типографских
услуг) к расходам московского представительства в целях налогообложения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 августа 2002 г. N 04-06-05/1/23
Департамент налоговой политики рассмотрел
запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Как следует из запроса, в настоящее время
московское представительство немецкой компании осуществляет в пользу головного
офиса вспомогательную и подготовительную деятельность, соответствующую п.4 ст.5
Соглашения об избежании двойного налогообложения с
Германией, связанную в основном со сбором и предоставлением информации
головному офису.
В связи с планируемым перераспределением
функций между головным офисом и московским представительством последнее будет,
в частности, осуществлять полную издательскую обработку и редактирование
материала, полученного от российских предприятий - участников выставок,
сортировка и верстка материала будут осуществляться головным офисом в Германии,
а счета за выполнение указанных заказов будут выставляться московским
представительством.
В соответствии с п.1 ст.5 Соглашения
термин "постоянное представительство" означает постоянное место
предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия
осуществляется полностью или частично. Исходя из специфики и объема работ,
выполняемых предприятием при осуществлении издательской деятельности, следует
признать, что услуги, которые будет оказывать московское представительство,
подпадают под определение, данное в п.1 ст.5 Соглашения, и приведут к
образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации.
По второму вопросу, касательно отнесения
доходов и расходов к московскому представительству, сообщаем следующее.
Поскольку московское представительство,
как следует из запроса, планирует осуществлять деятельность, связанную с
исполнением заказов исключительно российских участников выставки, включение в
доходы представительства счетов, выставленных российским участникам, не будет
противоречить смыслу п.п.1 и 2 ст.7 Соглашения и п.1 ст.307 Налогового кодекса
Российской Федерации.
Исходя из положений ст.3 Соглашения и
ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы
постоянного представительства учитываются расходы, понесенные для нужд такого
представительства, независимо от места их возникновения. Данные об указанных
расходах должны быть документально подтверждены. Из вышеизложенного
следует, что отнесение материальных затрат (в том числе за типографские услуги)
к московскому представительству будет осуществляться на основании их
принадлежности к его деятельности и при наличии документальных подтверждений.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
28.08.2002