Проблемная ситуация: В связи с неоднозначным
толкованием норм п.5 ст.6 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных
фондах в Российской Федерации" с учетом Определения Конституционного Суда
РФ от 10.04.2002 N 107-О просим дать разъяснение по вопросу правильности исчисления
и уплаты налога с владельцев транспортных средств в 2002 г.
В соответствии с
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 107-О
положение п.5 ст.6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О
дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления
законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных
средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации "О
дорожных фондах в Российской Федерации", было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Могут ли налогоплательщики, суды, другие
органы и должностные лица применять ставки, установленные п.5 ст.6 Закона N
1759-1, в случаях, когда ставки налога с владельцев транспортных средств,
установленные законами субъектов РФ, превышают размер ставок, установленных
вышеуказанным Законом?
Могут ли
налогоплательщики, уплатившие налог с владельцев транспортных средств до 10
апреля 2002 г. (до момента провозглашения Определения Конституционного Суда РФ
от 10.04.2002 N 107-О) по ставкам субъектов РФ, превышающим ставки,
установленные п.5 ст.6 Закона РФ N 1759-1, подать заявления в ИМНС России о
возврате или зачете излишне уплаченных сумм налога с владельцев транспортных
средств? По каким ставкам должен уплачиваться
налог с владельцев транспортных средств после 10 апреля 2002 г.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 сентября 2002 г. N 04-05-11/39
Департамент налоговой политики совместно
с Юридическим департаментом сообщает следующее.
В соответствии с
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 107-О
положение п.5 ст.6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в
Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов
Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств,
превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации "О дорожных
фондах в Российской Федерации", утратило силу и не подлежит применению,
поскольку не соответствует
Конституции Российской Федерации, ее ст.57 и ст.75 (ч.3).
Согласно ч.2 ст.87 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
признание федерального закона либо отдельных его положений не соответствующими
Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном
порядке положений других нормативных актов, содержащих такие же положения,
какие были предметом обращения. Кроме того, в соответствии с ч.4 указанной
статьи положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими
органами и должностными лицами.
Что касается возврата или зачета сумм
налога с владельцев транспортных средств, уплаченного до 10 апреля 2002 г., то
в данном случае необходимо иметь в виду ст.79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", на положения
которой имеется ссылка в Постановлении Конституционного Суда Российской
Федерации от 23.12.1999 N 18-П. В п.6 указанного Постановления говорится, что
утрата актом или его отдельными положениями, признанными неконституционными,
юридической силы означает, что с момента начала действия
решения Конституционного Суда Российской Федерации данный акт или его
положения не должны применяться.
Таким образом,
полагаем, что с момента провозглашения Определения Конституционного Суда
Российской Федерации - 10 апреля 2002 г. - налог с владельцев транспортных
средств должен уплачиваться по ставкам, предусмотренным п.1 ст.6 Закона
Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", с
учетом Указа Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 и
Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 N 1182.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
27.09.2002