Проблемная ситуация: 1. С введением гл.25 НК РФ
большинство налогоплательщиков при исчислении налога на прибыль перешли на
определение доходов и расходов по методу начисления. Обязаны ли в связи с этим
налогоплательщики определять выручку для целей налогообложения при исчислении
налога на пользователей автодорог "по отгрузке"?
2. ОАО является комитентом по договору
комиссии, в соответствии с которым комиссионер по поручению комитента обязуется
заключить с иностранным лицом - резидентом Индии контракт на оказание комитентом
услуг по разработке конструкторской и эксплуатационно - технической
документации по увеличению календарного срока эксплуатации самолета. Учитывая
то, что местом оказания комитентом услуг территория РФ не является, облагаются
ли эти услуги НДС? Будут ли облагаться НДС услуги, связанные с разработкой
указанной документации и носящие вспомогательный характер?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 октября 2002 г. N 04-05-11/41
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и сообщает следующее.
1. В соответствии с
Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в
Российской Федерации" и Инструкцией МНС России от 04.04.2000 N 59 "О
порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды",
регламентирующими порядок налогообложения по налогу на пользователей
автомобильных дорог, данный налог уплачивается от выручки, полученной от
реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной
и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.
Налогоплательщики
определяют дату возникновения выручки от реализации продукции (товаров, работ,
услуг) на основании п.27 названной Инструкции МНС России, согласно которому для
организаций, которые определяют реализацию продукции (товаров, работ, услуг) по
мере ее отгрузки, датой определения выручки от реализации считается день
отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов или иной момент
перехода права собственности на продукцию (товары) к покупателю.
Для организаций,
которые определяют выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по
мере ее оплаты, датой определения выручки от реализации считается день
поступления средств за реализацию отгруженной продукции (товаров, работ, услуг)
на счета юридических лиц в учреждения банков, день поступления выручки в кассу
или иной момент прекращения дебиторской задолженности за отгруженную продукцию
(товары, работы, услуги), числившейся за покупателем.
Положения гл.25 Налогового кодекса
Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2002 г., не распространяются
на порядок исчисления и налогообложения по другим налогам (включая выбор
учетной политики для целей налогообложения), регулируемым иными нормативными
актами. При этом ни Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в
Российской Федерации", ни Инструкцией МНС России "О порядке
исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" не
предусмотрено обязательного для налогоплательщика применения какого-либо одного
из методов определения выручки от реализации, то есть метода начисления или
кассового метода.
Таким образом, независимо от вступления в
силу гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе
самостоятельно выбрать метод определения реализации для целей исчисления налога
на пользователей автомобильных дорог по деятельности организации в 2002 г.
2. Согласно п.1 ст.146 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения
налогом на добавленную стоимость являются операции по реализации товаров
(работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пп.4 п.1 ст.148 Кодекса
местом реализации инжиниринговых услуг признается территория Российской
Федерации в случае, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на
территории Российской Федерации. При этом к инжиниринговым услугам относятся в
том числе предпроектные и проектные услуги
(подготовка технико - экономических обоснований,
проектно - конструкторские разработки и другие подобные услуги).
Согласно указанному
подпункту п.1 ст.148 Кодекса местом осуществления деятельности покупателя
считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия
покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной
регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в
учредительных документах организации, места управления организации, места
нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения
постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
Учитывая изложенное, услуги по разработке
конструкторской и эксплуатационно - технической документации по увеличению
календарного срока эксплуатации самолета, оказанные ОАО в рамках договора
комиссии иностранному лицу, местом осуществления
деятельности которого территория Российской Федерации не является, по нашему
мнению, на территории Российской Федерации налогом на добавленную стоимость не
облагаются.
В соответствии с п.3 ст.148 Кодекса если реализация работ (услуг) носит вспомогательный
характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой
вспомогательной реализации признается место реализации основных работ. В связи
с этим местом реализации услуг, связанных с разработкой указанной документации
и оказываемых ОАО в рамках вышеназванного контракта, территория Российской
Федерации не признается, и, соответственно, налог на добавленную стоимость по
таким услугам в Российской Федерации не уплачивается.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
10.10.2002