Проблемная ситуация: Московское представительство
некоммерческой организации - резидента США приобрело квартиры в жилых домах. В
Письме Минфина России от 29.10.1993 N 118 указывается, что при приобретении
отдельных квартир в объектах жилого фонда, которые продолжают числиться на
балансе в составе отдельного объекта жилищного фонда предприятия - продавца,
предприятие - покупатель отражает стоимость их по дебету счета 04
"Нематериальные активы". С учетом положения указанного Письма каким образом московскому представительству следует
учесть приобретенные квартиры: как нематериальные активы или как основные
средства? Так как в соответствии с ПБУ 6/01 по квартирам начисление амортизации
не предусмотрено, как должна определяться сумма износа по указанным квартирам
для целей исчисления налога на имущество предприятий? Каков порядок
налогообложения доходов московского представительства организации - резидента
США от использования отдельных квартир?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 октября 2002 г. N 04-06-05/1/30
Департамент налоговой политики
Министерства финансов Российской Федерации на запрос в рамках своей компетенции
сообщает следующее.
Положением по бухгалтерскому учету ПБУ
14/2000, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
16.10.2000 N 91н, квартиры в составе нематериальных активов не предусмотрены. Следовательно, движение жилого фонда в разрезе квартир, как
отдельных объектов бухгалтерского учета, следует отражать на счете 01
"Основные средства" в общеустановленном порядке согласно Положению по
бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и Методическим
указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным соответственно
Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н и от 20.07.1998
N 33н.
В случае если для отдельных объектов
основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то в целях исчисления
налога на имущество предприятий сумма износа определяется исходя из единых норм
амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов,
утвержденных в установленном порядке.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
одно из основных требований бухгалтерского учета определяет, что имущество,
являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества
других юридических лиц, находящегося у данной организации.
В связи с этим в Письмо Министерства
финансов Российской Федерации от 29.10.1993 N 118 "Об отражении в
бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно - коммунальном хозяйстве"
были внесены изменения Письмом Министерства финансов Российской Федерации от
03.04.1996 N 37.
В бухгалтерском учете и в бухгалтерской
отчетности начиная с отчетности за 1996 г. должно отражаться только имущество,
являющееся собственностью организации, и это соответствует нормам Гражданского
кодекса Российской Федерации.
Из запроса неясно,
каким образом используются отдельные квартиры, которые находятся в
собственности у представительства в г. Москве, поэтому следует обратить
внимание на то, что ст.9 в Договоре между Российской Федерацией и Соединенными
Штатами Америки об избежании двойного налогообложения
и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и
капитал от 07.06.1992 регулирует доходы, полученные лицом с постоянным
местопребыванием в одном
Договаривающемся Государстве от недвижимого имущества, находящегося в другом
Договаривающемся Государстве.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
24.10.2002