Проблемная ситуация: Организация в 1996 г. выдавала
своим работникам беспроцентные ссуды сроком на 20 лет за счет прибыли,
остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов.
В соответствии со ст.31 Федерального
закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая Кодекса
применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и
сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим
до введения части второй Кодекса, она применяется к тем правам и обязанностям,
которые возникнут после введения ее в действие.
Правомерна ли позиция организации, что на
ссуды, выданные в 1996 г., не должна рассчитываться материальная выгода и эти
суммы не подлежат включению в базу для начисления единого социального налога?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 ноября 2002 г. N 04-04-04/166
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу применения в 2001 - 2002 гг. гл.24 "Единый социальный
налог" (далее - ЕСН) части второй Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) в части обложения единым социальным налогом материальной
выгоды по ссуде и сообщает следующее.
В соответствии со ст.31 Федерального
закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая Кодекса
применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и
сборах, возникшим после введения ее в действие.
По правоотношениям, возникшим до введения
в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам
и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
В 2001 г. материальная выгода при
получении заемных средств на льготных условиях рассчитывалась в соответствии со
ст.212 Кодекса (независимо от момента заключения договора займа) исходя из 3/4
ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком Российской
Федерации. Поскольку обязанность по уплате процентов за пользование заемными
средствами и налога с суммы материальной выгоды возникала в 2001 г., то есть
после вступления в силу части второй Кодекса, то налогообложение должно было
осуществляться в соответствии с Кодексом.
На основании
вышеизложенного единым социальным налогом в 2001 г. облагалась материальная выгода
в виде экономии на процентах по не погашенным на 1 января 2001 г. заемным
средствам, полученным работником от работодателя.
Что касается
налогообложения указанных сумм в 2002 г., то согласно новой редакции ст.237
Кодекса (с учетом Федерального закона от 29.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении
дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах") понятие
"материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником
от работодателя заемных средств на льготных условиях" исключено, следовательно, начиная с 2002 г. в
налоговую базу для исчисления ЕСН не включаются суммы указанной выгоды.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
04.11.2002