Проблемная ситуация: Налоговым агентом (ЗАО) в
платежном поручении на перечисление налога на доходы физических лиц в поле
"Назначение платежа" ошибочно был указан код бюджетной классификации
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату
накопительной части трудовой пенсии. Налог был перечислен полностью и в
установленные законом сроки. Правомерно ли взыскание штрафа и пени с налогового
агента за неуплату НДФЛ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 ноября 2002 г. N 04-01-00/5-118
Министерство финансов Российской
Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
рассмотрело письмо о правомерности взыскания налоговых санкций и пени с
налогового агента и сообщает следующее.
Статьей 8 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) установлена цель уплаты налога - финансовое
обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации формой образования и
расходования фонда денежных средств для реализации
указанной цели являются соответствующие бюджеты.
В соответствии с
п.2 Правил указания информации в поле "Назначение платежа" расчетных
документов на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств
бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных
совместным Приказом МНС России N БГ-3-10/373, ГТК России N 961, Минфина России
N 80н от 01.10.2000, в одном расчетном документе в целях обеспечения
поступления платежа строго по назначению
не может быть указано более одного кода бюджетной классификации Российской
Федерации, установленного в соответствии с классификацией доходов бюджетов
согласно Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной
классификации Российской Федерации".
Согласно п.3 указанных выше Правил структура кодирования в поле "Назначение
платежа" расчетного документа состоит из восьми кодовых показателей,
основные из которых - код бюджетной классификации и код ОКАТО.
Следовательно, главным требованием при
уплате налога является обеспечение поступления денежных средств
строго по назначению, которое достигается при правильном межбюджетном
распределении органами федерального казначейства на основании расчетных
документов по каждому объекту налогообложения с указанием кода бюджетной
классификации (КБК) и конкретного кода ОКАТО муниципального образования.
Следует отметить, что оперативно -
бухгалтерский учет платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в
налоговых органах и органах федерального казначейства осуществляется по кодам
бюджетной классификации, при этом отражение поступивших сумм в карточках
лицевых счетов налогоплательщиков производится налоговыми органами согласно
назначению платежа.
В соответствии с
п.5 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете", а также п.1.7.4 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных
организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных
Приказом Центрального банка Российской Федерации от 18.06.1997 N 02-263,
внесение исправлений в банковские документы не допускается и, следовательно,
налоговый орган не вправе самостоятельно внести изменения в платежное поручение налогоплательщика.
В соответствии с
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002
год" налог на доходы физических лиц (КБК 1010200) полностью перечисляется
в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, в то время как
согласно Федеральному закону от 29.05.2002 N 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации на 2002 год" страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК 1010620), перечисляются в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 5 ст.78
Кодекса определено, что по заявлению налогоплательщика и по решению налогового
органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение
обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки,
если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была
направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае,
если имеется недоимка по другим налогам.
Согласно п.1 ст.226
Кодекса налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми,
налогоплательщик получил доходы, указанные в п.2 данной статьи, обязаны
исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в
соответствии со ст.224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных названной
статьей, в порядке, предусмотренном п.6 ст.226 Кодекса.
Таким образом, ЗАО не исполнило
обязанность налогового агента по перечислению налога на доходы физических лиц в
соответствующий бюджет.
В соответствии с п.5 ст.4 Кодекса
налоговые агенты за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них
обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В соответствии со
ст.123 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки и принятии решения по
результатам рассмотрения материалов проверки в порядке, установленном ст.101
Кодекса, в случае установления фактов неправомерного неперечисления
(неполного перечисления) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению
налоговым агентом, организация привлекается к ответственности в виде штрафа в
размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Согласно п.1 ст.75
Кодекса пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую
налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога в
более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и
сборах сроки уплаты налога.
Пунктом 3 ст.75 Кодекса предусмотрено,
что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения
обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным
законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Таким образом,
излишне перечисленные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии, не могут быть
направлены на исполнение обязанности по уплате налога на доходы физических лиц,
обязанность налогового агента по перечислению налога на доходы физических лиц в
соответствующий бюджет не исполнена и, следовательно, применение
ответственности к налоговому агенту, установленной законодательством о налогах
и сборах, правомерно.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
27.11.2002