Проблемная ситуация: В целях правильного применения
налогового законодательства организация просит проконсультировать по следующему
вопросу.
В соответствии с пп.14 п.3 ст.346.12 НК
РФ организации, в которых доля непосредственного участия других организаций
составляет более 25%, не вправе применять упрощенную систему налогообложения,
предусмотренную гл.26.2 НК РФ.
Пунктом 2 ст.11 НК РФ установлено, что
для целей налогообложения под организациями понимаются юридические лица,
образованные в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п.1 ст.48 ГК РФ юридическим
лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим
обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны
иметь самостоятельный баланс или смету.
Государственные учреждения, такие как,
например, комитеты муниципального имущества и т.п., на общих основаниях
являются организациями, созданными собственником для осуществления
управленческих функций и финансируемыми им полностью или частично (п.1 ст.120
ГК РФ).
При этом упомянутые
учреждения фактически являются органами власти и при учреждении юридического
лица действуют не от своего имени и не по своей инициативе, но от имени и по
инициативе государства (субъекта РФ, органа местного самоуправления) (п.1
ст.125 ГК РФ), т.е. доля в уставном капитале юридического лица, номинально
принадлежащая такому учреждению, фактически принадлежит государству (субъекту
РФ, органу местного самоуправления).
В связи с вышеизложенным возникает
вопрос: вправе ли перейти на упрощенную систему налогообложения,
предусмотренную гл.26.2 НК РФ, муниципальное унитарное предприятие, 100%
уставного капитала которого принадлежит комитету муниципального имущества
города? Вправе ли перейти на упрощенную систему налогообложения ОАО, 49% акций
которого принадлежит комитету муниципального имущества, а 51% - физическим
лицам?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 ноября 2002 г. N 04-00-11
Департаментом налоговой политики
рассмотрено письмо по вопросу о возможности перехода на упрощенную систему
налогообложения, предусмотренную гл.26.2 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ), муниципальных унитарных предприятий, уставный
капитал которых полностью принадлежит комитету муниципального имущества, а
также ОАО, 49% акций которых принадлежит комитету муниципального имущества, а
51% - физическим лицам.
Подпунктом 14 п.3 ст.346.12 НК РФ
установлено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения
организации, в которых доля непосредственного участия других организаций
составляет более 25%.
Пунктом 2 ст.11 НК РФ установлено, что
под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 ст.48
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что
юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Комитеты государственного имущества,
будучи государственными учреждениями, являются организациями, созданными
собственниками для осуществления управленческих функций и финансируемыми им
полностью или частично (п.1 ст.120 ГК РФ). При этом то, что такие учреждения
практически являются органами государственной власти и при учреждении иных
юридических лиц по существу действуют не от своего имени и не по своей
инициативе, а от имени и по инициативе государства или органа местного
самоуправления, не меняет их статус юридического лица.
При этом следует
обратить внимание, что при введении ограничения по применению упрощенной
системы, предусмотренного пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ, законодателем
преследовалась цель поощрения инициативы физических лиц по созданию новых
организаций малого бизнеса, а также недопущению искусственного разукрупнения
уже функционирующих средних и крупных предприятий (независимо от форм их
собственности) с целью перехода на новый льготный налоговый режим.
В связи с изложенным муниципальное унитарное предприятие, уставный
капитал которого полностью принадлежит комитету муниципального имущества, равно
как и ОАО, 49% акций которого принадлежит комитету муниципального имущества, а
51% - физическим лицам, не вправе перейти на упрощенную систему
налогообложения.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
29.11.2002