Проблемная ситуация: Муниципальное унитарное
предприятие (МУП) оказывает услуги по водоснабжению и приему стоков. Тарифы для
населения по указанным видам услуг установлены постановлением главы
муниципального округа. В связи с применением государственных регулируемых цен
МУП несет убытки. В соответствии с бюджетной росписью МУП получает из бюджета
бюджетные средства на покрытие части указанных убытков. Каков порядок
применения налога на прибыль в данной ситуации? Являются ли получаемые
бюджетные средства целевыми поступлениями из бюджета, которые не учитываются
при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п.2 ст.251
НК РФ? За счет получаемых бюджетных средств МУП производит обоснованные и
документально подтвержденные затраты, связанные с оказанием населению услуг по
водоснабжению и приему стоков. Уменьшают ли указанные расходы налоговую базу по
налогу на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 декабря 2002 г. N 04-02-06/3/86
Департамент налоговой политики в связи с
письмом сообщает следующее.
В соответствии со ст.39 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) реализацией товаров, работ или
услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе
права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом
другому лицу, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Главой 25 "Налог на прибыль
организаций" Кодекса установлено, что налогоплательщики должны определять
доходы и расходы по методу начисления и только небольшой круг
налогоплательщиков, соответствующих определенным условиям, имеет право на
определение даты получения дохода по кассовому методу.
Согласно ст.271
Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они
имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного
имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). Для доходов от реализации датой их получения признается дата
реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии
с п.1 ст.39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств в
их оплату.
Согласно ст.272 Кодекса расходы,
принимаемые для целей налогообложения (при методе начисления), признаются
таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся,
независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы
их оплаты.
В соответствии с п.13 ст.40 Кодекса при
реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам
(тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской
Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Пунктом 2 ст.251 Кодекса установлено, что
при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за
исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного
минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета
бюджетополучателям.
Таким образом, если МУП получает из
бюджета в соответствии с бюджетной росписью бюджетные средства, то такие
средства не являются доходом при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
В гл.25 "Налог на прибыль
организаций" Кодекса заложен принцип зеркальности отражения доходов и
расходов налогоплательщика. Следовательно, расходы, произведенные за счет
средств целевого финансирования, не уменьшают налоговую базу по налогу на
прибыль.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
05.12.2002