Проблемная ситуация: 1. В соответствии с пп.14 п.1
ст.251 НК РФ не является доходом, учитываемым для целей налогообложения
прибыли, целевое финансирование в виде средств сборов
за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном
пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом
в области гражданской авиации. В соответствии с указанной статьей Налогового
кодекса Российской Федерации средства целевого финансирования, получаемые
специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, должны
расходоваться по назначению, определяемому организацией - источником целевого
финансирования.
При этом сборы за аэронавигационное
обслуживание уплачиваются пользователями воздушного пространства (российскими и
иностранными), а Минтранс России (уполномоченный орган в области гражданской
авиации, действующий от имени государства) направляет данные средства строго на
цели, определенные Постановлением Правительства Федерации от 03.05.1994 N 424.
В связи с изложенным
просим разъяснить, кто в данном случае выступает в качестве источника целевого
финансирования, определяющего направления использования средств, авиакомпании -
плательщики сбора или государство.
2. Учитываются ли для целей
налогообложения у предприятий Единой системы организации воздушного движения
(ЕС ОрВД) Российской Федерации:
- денежные
средства, полученные от специально уполномоченного органа в области гражданской
авиации по инвестиционным контрактам на цели модернизации и развития их
производственной базы;
- основные фонды, приобретенные
специально уполномоченным органом в области гражданской авиации по
государственным контрактам на модернизацию ЕС ОрВД
Российской Федерации, включенные в состав объектов федеральной собственности и
переданные в хозяйственное ведение предприятиям в порядке, установленном
законом?
3. Подлежит ли обложению налогом на
прибыль доход в виде положительной курсовой разницы от продажи иностранной
валюты, поступившей в качестве сбора за аэронавигационное обслуживание от
международных пользователей воздушного пространства РФ на транзитный счет
агента по взиманию сбора?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 декабря 2002 г. N 04-02-04/131
В связи с письмом Департамент налоговой
политики сообщает следующее.
1. В соответствии с пп.14 п.1 ст.251
Налогового кодекса Российской Федерации не является доходом, учитываемым для
целей налогообложения прибыли, целевое финансирование в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных
судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально
уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Согласно Положению о Министерстве
транспорта Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.12.2000 N 1038, функции специально уполномоченного
органа в области гражданской авиации возложены на Минтранс России, который
организует взимание, целевое распределение и контроль использования средств сбора за аэронавигационное обслуживание, утверждает
тарифные ставки сбора за аэронавигационное обслуживание.
Сбор за аэронавигационное обслуживание
взимается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации,
действующим от имени государства, с пользователей воздушного пространства
Российской Федерации на основании Воздушного кодекса Российской Федерации, норм
международного публичного права и принятых в соответствии с ними актов
воздушного законодательства Российской Федерации.
Целевое распределение средств сбора не регулируется хозяйственными договорами с
авиакомпаниями - плательщиками сбора и производится специально уполномоченным
органом в области гражданской авиации строго в соответствии с направлениями
расходования, определенными Постановлением Правительства Российской Федерации
от 03.05.1994 N 424 "О совершенствовании функционирования и развитии
системы организации воздушного движения в Российской Федерации". Согласно
указанному Постановлению Правительства Российской Федерации средства сбора за
аэронавигационное обслуживание направляются Министерством транспорта Российской
Федерации на оплату услуг предприятий аэронавигационного обслуживания и
финансирование развития системы организации воздушного движения в Российской
Федерации, в том числе на погашение кредитов. При этом Минтранс России
выступает в качестве государственного заказчика на аэронавигационное
обслуживание полетов воздушных судов и модернизацию Единой системы организации
воздушного движения в Российской Федерации.
В связи с изложенным
считаем, что в правоотношениях по взиманию и целевому распределению сбора за
аэронавигационное обслуживание в качестве источника целевого финансирования,
определяющего направления использования средств, выступает государство, а не
авиакомпании - плательщики сбора.
2. В соответствии с пп.26 п.1 ст.251
Налогового кодекса не являются доходами, учитываемыми для целей
налогообложения, средства и иное имущество, полученные унитарными предприятиями
от собственника или уполномоченного им органа.
Минтранс России в соответствии с
Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1038,
выполняет функции государственного заказчика по федеральным целевым программам
модернизации и развития ЕС ОрВД РФ. В рамках реализации указанных функций специально уполномоченный
орган в области гражданской авиации осуществляет передачу предприятиям целевых
средств (на модернизацию и развитие производственной базы предприятий ЕС ОрВД по инвестиционным и государственным контрактам) за
счет сборов за аэронавигационное обслуживание, а также передачу основных
средств, приобретенных специально уполномоченным органом в области гражданской
авиации за счет аэронавигационных сборов по государственным контрактам на
модернизацию ЕС ОрВД РФ.
С учетом
изложенного не облагаются налогом на прибыль у предприятий ЕС ОрВД РФ, переданные им Минтрансом России в рамках
реализации функций специально уполномоченного органа в области гражданской
авиации, целевые денежные средства по контрактам на модернизацию и развитие
собственной производственной базы, а также основные средства, приобретенные
специально уполномоченным органом в области гражданской авиации по
государственным контрактам на модернизацию ЕС ОрВД
Российской Федерации, включенные в состав объектов
федеральной собственности и переданные в хозяйственное ведение предприятий.
При этом необходимо иметь в виду, что
прибыль от оказания предприятиями системы ЕС ОрВД
Российской Федерации аэронавигационных услуг подлежит
налогообложению в общеустановленном порядке.
3. Средства сбора за аэронавигационное
обслуживание, получаемые от международных пользователей воздушного пространства
Российской Федерации, поступают в единой конвертируемой валюте (доллар США).
Данный порядок расчетов с иностранными пользователями воздушного пространства
является обязательным и единственно возможным способом взимания сбора за
аэронавигационное обслуживание в соответствии с международными обязательствами
Российской Федерации. В связи с изложенным считаем, что доход
в виде положительной курсовой разницы от продажи иностранной валюты,
поступившей на транзитный счет агента по взиманию сбора, используемый строго по
целевому назначению средств сборов, не подлежит обложению налогом на прибыль.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
11.12.2002