Проблемная ситуация: 1. Компания в 2002 г., действуя в
качестве доверительного управляющего, осуществляет сделки с имуществом,
полученным от учредителя управления (в том числе его реализацию физическим
лицам), который применяет упрощенную систему налогообложения и находится в
регионе, где не введен налог с продаж. Кто в данном случае является
плательщиком налога с продаж и налога на пользователей автодорог?
2. Компания с 2003 г. перешла на
упрощенную систему налогообложения. Действуя в качестве доверительного
управляющего, реализует продукцию (имущество) учредителя управления, также
применяющего упрощенную систему. Правильно ли мы понимаем,
что в случае, когда все расходы, связанные с договором доверительного
управления, осуществляются за счет средств, полученных доверительным
управляющим от реализации имущества учредителя управления, то согласно ст.276
НК РФ вся сумма средств, полученных от реализации продукции (имущества)
учредителя управления, признается внереализационным доходом учредителя
управления и включается в состав его доходов для целей налогообложения, а
доходом доверительного управляющего является сумма его вознаграждения?
3. Правильно ли мы считаем, что
физическое лицо, являющееся учредителем по указанному договору, не должно
регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя? Каков порядок
налогообложения физического лица, являющегося учредителем по договору?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 января 2003 г. N 01-02-03/04-39
В связи с Вашим
обращением по вопросам налогообложения при осуществлении операций по договору доверительного управления имуществом Минфин России сообщает, что в
принципе поддерживает Ваше мнение по данным вопросам на основании следующего.
Для целей применения косвенных налогов, в
том числе налога с продаж, и налога на пользователей автомобильных дорог
существенным является признание факта реализации товаров, работ и услуг.
В соответствии со ст.39 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализацией товаров, работ или
услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары,
результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание
услуг одним лицом другому лицу.
Несмотря на то
что согласно ст.1012 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)
передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права
собственности на него к доверительному управляющему, в соответствии со ст.1020
ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных
законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия
собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление.
Кроме того, ст.1018 ГК РФ определено, что
имущество, переданное в доверительное управление, отражается у доверительного
управляющего на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет
(Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с
осуществлением договора доверительного управления имуществом, утверждены
Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н).
Учитывая, что выручка от реализации
товаров (работ, услуг) в рамках договора доверительного управления имуществом
возникает у доверительного управляющего, ему следует уплачивать налог на
пользователей автомобильных дорог и, соответственно, представлять расчет
(декларацию) по этому налогу.
Что касается налога с продаж, то в
соответствии с п.2 ст.354 Кодекса налог подлежит уплате по месту осуществления
операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в
соответствии с Кодексом.
Кроме того,
согласно п.3 данной статьи Кодекса, если фактическая реализация товаров (работ,
услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные
средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на
расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате
налога с продаж возлагается на комиссионера (поверенного, агента).
Аналогично, если фактическая реализация
товаров (работ, услуг) покупателям производится доверительным управляющим на
территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен налог с
продаж, и денежные средства за реализованные товары (работы, услуги) поступают
в кассу (на расчетный счет) доверительного управляющего, ему следует уплачивать
налог с продаж в общеустановленном порядке.
Что касается
применения упрощенной системы налогообложения, то участниками договора
доверительного управления исчисление и уплата единого налога с 1 января 2003 г.
должна осуществляться в соответствии с гл.26.2 "Упрощенная система
налогообложения" Кодекса, введенной в действие Федеральным законом от
24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации, а также о
признании утратившими силу отдельных актов
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с учетом
изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ).
Согласно ст.346.15 указанной главы
Кодекса при определении объекта налогообложения организации учитывают доходы от
реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав,
определяемые в соответствии со ст.249 Кодекса; внереализационные доходы,
определяемые в соответствии со ст.250 Кодекса. При этом не учитываются доходы,
предусмотренные ст.251 Кодекса.
Следует также иметь в виду, что в
соответствии с п.3 ст.249 Кодекса особенности определения доходов от реализации
отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в
связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями гл.25 Кодекса.
Таким образом, при применении упрощенной
системы налогообложения участниками договора доверительного управления доходы и
расходы участниками данного договора определяются с учетом особенностей,
предусмотренных ст.276 Кодекса. В частности, вознаграждение, получаемое
доверительным управляющим в течение срока действия договора доверительного
управления имуществом, является его доходом от реализации и подлежит
налогообложению в установленном порядке. Расходы, связанные с осуществлением
доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего,
если в договоре не предусмотрено возмещение этих расходов учредителем
доверительного управления.
Доверительный управляющий обязан
определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному
управлению имуществом и представлять учредителю управления
(выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому
виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем)
при определении налоговой базы.
Что касается доходов и расходов
учредителя доверительного управления имуществом, то они включаются
соответственно в состав внереализационных доходов и внереализационных расходов
учредителя доверительного управления.
Согласно п.1 ст.1012 ГК РФ, заключая договор
доверительного управления имуществом, учредитель управления не занимается
предпринимательской деятельностью, а лишь передает свое имущество на
определенный срок доверительному управляющему для осуществления управления этим
имуществом в интересах учредителя.
Учитывая изложенное, правомерно признать,
что учредитель доверительного управления не является индивидуальным
предпринимателем и, соответственно, не должен регистрироваться в его качестве.
Согласно договору доверительного
управления имуществом доверительный управляющий выплачивает учредителю договора
доход за пользование имуществом, который на основании пп.4 п.1 ст.208 Кодекса,
как доход, полученный от сдачи в аренду или иного использования имущества,
находящегося в Российской Федерации, подлежит обложению налогом на доходы
физических лиц.
В соответствии со
ст.226 Кодекса российские организации или индивидуальные предприниматели,
действующие в качестве доверительных управляющих (далее - налоговые агенты), от
которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы,
обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога,
исчисленную в соответствии со ст.224 Кодекса с учетом особенностей,
предусмотренных ст.226 Кодекса.
Согласно п.4 ст.228 Кодекса в случае
получения физическим лицом других доходов, в результате которых не был удержан
налог налоговыми агентами, физические лица самостоятельно при подаче налоговой
декларации исчисляют суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в
соответствующий бюджет.
Первый заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
23.01.2003