| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В целях правильного применения налогового законодательства просим проконсультировать по следующим вопросам.

1. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" для налогоплательщиков, применяющих с 2003 г. упрощенную систему налогообложения, предполагается установить особый режим ведения бухгалтерского учета: организации - налогоплательщики освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в целом, но обязаны вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухучете. В какой форме может быть организован подобный учет? Необходимо ли вести учет на синтетических счетах с применением плана счетов и метода двойной записи или же достаточно оформления первичных документов и сводных регистров по стоимости ОС и НМА и начислению амортизации?

2. В случае возврата налогоплательщика на общий режим налогообложения за какой период, в каком порядке и в какие сроки подлежит восстановлению бухгалтерский учет организации? Применяются ли в данном случае санкции к организациям и должностным лицам за несвоевременное восстановление бухучета?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 января 2003 г. N 04-02-05/3/1

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения в 2003 г. упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

1. Относительно освобождения организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанностей ведения бухгалтерского учета

Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внесены изменения в отдельные положения Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ и гл.26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с требованиями, установленными гл.26.2 Кодекса, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога) на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.10.2002 N БГ-3-22/606.

Учитывая эти обстоятельства, вышеназванным Федеральным законом внесена поправка в ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В частности, установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. В то же время указанные организации должны вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Таким образом, учет основных средств указанным организациям следует вести в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н (с учетом изменением и дополнений), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.07.1998 N 33н (с учетом изменений и дополнений). Учет нематериальных активов ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 N 91н.

В этих условиях, по нашему мнению, нет необходимости в ведении учета основных средств на синтетических счетах с применением Плана счетов и метода двойной записи. Достаточно оформление первичных документов и регистров бухгалтерского учета для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, по стоимости основных средств и нематериальных активов.

При данном специальном налоговом режиме расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов для целей налогообложения учитываются в особом порядке, отличном от правил, установленных законодательством о бухгалтерском учете и гл.25 Кодекса. Механизм амортизации основных средств и нематериальных активов при упрощенной системе налогообложения не применяется.

В частности, в соответствии с п.3 ст.346.16 Кодекса расходы для целей налогообложения по основным средствам, приобретенным в период применения упрощенной системы, принимаются в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.

По основным средствам, приобретенным налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, их стоимость принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения и включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:

- в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;

- в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго года - 30 процентов стоимости и третьего года - 20 процентов стоимости;

- в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.

Расходы на приобретение нематериальных активов для целей налогообложения принимаются в фактических суммах.

2. Относительно прекращения применения упрощенной системы налогообложения при нарушении условий, установленных п.п.2 и 3 ст.346.12 Кодекса.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, считается перешедшим на общий режим налогообложения, если по итогам налогового (отчетного) периода его доход превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн руб. Переход на общий режим налогообложения осуществляется с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения).

Кроме того, налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения (переходит на общий режим налогообложения) с того момента, когда возникает хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных п.3 ст.346.12 Кодекса. Налоговые обязательства, а также налоговые санкции и пени в данной ситуации подлежат пересчету начиная с того налогового периода, с которого налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения.

Налоговая декларация по итогам отчетного периода (в котором произошло нарушении условий, установленных п.п.2 и 3 ст.346.12 Кодекса) представляется в сроки, установленные ст.289 гл.25 Кодекса (не позднее 28 дней со дня окончания указанного отчетного периода).

При этом, по мнению Департамента, налогоплательщиками, перешедшими с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, бухгалтерский учет должен быть восстановлен с начала квартала, следующего за тем, когда были нарушены условия применения указанного специального налогового режима.

Следует также иметь в виду, что за несвоевременное отражение налогоплательщиком на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений применяются налоговые санкции, установленные ст.120 Кодекса.

 

Руководитель Департамента

налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

29.01.2003

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024