Проблемная ситуация: РЭУ, имеющее
на балансе жилищный фонд, осуществляет эксплуатацию жилищного фонда и сбор
платежей с населения. Каков порядок применения данной организацией налога на
пользователей автодорог в 2002 г.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 февраля 2003 г. N 04-05-11/4
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и сообщает следующее.
В соответствии с
Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в
Российской Федерации" и Инструкцией МНС России от 04.04.2000 N 59 "О
порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" налог
на пользователей автомобильных дорог (утрачивает силу с 1 января 2003 г.)
уплачивался от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от
суммы разницы между продажной и
покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительный, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.
Указанным Законом льгот по уплате данного
налога организациями, осуществлявшими эксплуатацию жилищного фонда и сбор
платежей с населения, не предусмотрено.
При этом ст.54 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - организации
исчисляют налоговую базу по итогам каждого итогового периода на основе данных
регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально
подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с
налогообложением.
В бухгалтерском учете предприятия сумма
выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается на счете 90
"Продажи", а в годовой и квартальной отчетности отражается по строке
010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О
совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по
социальной защите населения" с изменениями, внесенными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.07.2002 N 490, структура платежей
граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах,
относящихся к жилому фонду, независимо от формы собственности, включает плату:
за содержание и текущий ремонт жилищного
фонда;
за капитальный ремонт жилищного фонда;
за наем жилья (для нанимателей жилья);
за коммунальные услуги.
Сбор платы за жилье и коммунальные услуги
производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией.
Исходя из этих
положений Постановления бухгалтерский учет у сборщиков платежей с населения
должен был быть организован в следующем
порядке.
Платежи, поступающие на счета
муниципального предприятия жилищного хозяйства, уставной деятельностью которого
являются эксплуатация жилищного фонда и сбор платежей с населения, состоят из:
- оплаты расходов по содержанию и ремонту
(включая капитальный) жилищного фонда, которые
являются доходами предприятия и учитываются по кредиту счета 90
"Продажи" в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов расчетов
и облагались налогом на пользователей автодорог;
- платежей населения за коммунальные
услуги и наем жилья, которые являются целевыми средствами, так как собираются в
пользу третьих лиц (производителей услуг и собственников жилья), и должны
учитываться обособленно от доходов и расходов по эксплуатационной деятельности
на счете 86 "Целевое финансирование".
В случае если денежные средства от
населения поступали непосредственно поставщикам (исполнителям) жилищно -
коммунальных услуг, они должны были учитываться у данных организаций по кредиту
счета 90 "Продажи" и облагаться налогом на пользователей автодорог.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
10.02.2003