Проблемная ситуация: В соответствии
со ст.138 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год"
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы
задолженности по пеням и штрафам" предусмотрено списание половины или
полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили
(при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в
течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму
задолженности, реструктурированной в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О Порядке и сроках проведения
реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и
сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным
бюджетом". При этом указанное списание производится Министерством
Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной
задолженности в соответствии с правилами, определяемыми этим Министерством.
Аналогичные нормы в части списания сумм
реструктурированной задолженности по пеням и штрафным санкциям, зачисляемым в
бюджет области, предусмотрены в соответствующем законе области.
Вправе ли налоговые органы принимать
решение о списании задолженности в бюджеты субъектов РФ при
наличии в бюджетном законодательстве области нормы прямого действия по
указанному вопросу?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 февраля 2003 г. N 04-01-14/1-05
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и сообщает следующее.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269, по существу, изменен
установленный п.5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской
задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002,
механизм списания суммы задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с
п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002
"О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности
юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням
и штрафам перед федеральным бюджетом" органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано
осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным
платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением
реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка,
утвержденного данным Постановлением.
Учитывая, что п.5
вышеуказанного Постановления носит рекомендательный характер и ни указанное
Постановление Правительства Российской Федерации, ни иные акты законодательства
Российской Федерации не содержат положений, запрещающих органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления
предоставлять организациям право на реструктуризацию задолженности перед
бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, в том числе и
право на списание задолженности по пеням и штрафам,
полагаем, что в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации может
быть предусмотрено положение о списании задолженности, аналогичное положению,
предусмотренному Постановлением Правительства Российской Федерации от
24.04.2002 N 269.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
25.02.2003