Проблемная ситуация: 1. Овощехранилище является
потребительским кооперативом. В пп.8 п.1 ст.238 НК РФ дан перечень организаций,
производящих выплаты работникам за счет членских взносов, у которых данные
выплаты не облагаются ЕСН. Считаем несправедливым отсутствие в указанном
перечне овощехранилищ, а также других подобных организаций. Предлагаем
освободить от уплаты ЕСН все выплаты работникам, производимые за счет членских
взносов.
2. В связи с увеличением размера платы за
землю в 2003 г. в 1,8 раз просим разъяснить, в чьей компетенции находится
вопрос о предоставлении льгот по арендной плате (понижении ставок арендной
платы, установлении нулевой ставки) за земли, находящиеся в государственной и
муниципальной собственности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2003 г. N 04-05-10/6
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и сообщает.
1. Перечень организаций, указанных в пп.8
п.1 ст.238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), является
исчерпывающим. На другие организации, производящие выплаты за счет членских
взносов и не указанные в данном подпункте, в настоящее время льготы по уплате
единого социального налога не распространяются.
Одновременно
сообщаем, что 15 февраля 2003 г. в Правительство Российской Федерации Минфином
России был представлен законопроект "О внесении изменений и дополнений в
главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в статьи 22 и
33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации", который будет рассмотрен в ходе заседаний на
весенней сессии Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации.
В указанном законопроекте, помимо других
дополнений и изменений, предлагается полностью исключить пп.8 п.1 ст.238
Кодекса. Данное предложение обосновывается тем, что в настоящее время работники
упомянутых в указанном подпункте кооперативов, получающие выплаты за счет
членских взносов, не имеют права на включение таких выплат в средний заработок
для исчисления государственной пенсии. Кроме того, для штатных работников таких
кооперативов данная ситуация приводит вообще к ликвидации источника их
пенсионного и социального обеспечения.
В связи с вышеизложенным предложение об освобождении от уплаты единого
социального налога выплат работникам, производимых за счет членских взносов, не
поддерживается.
2. Согласно ст.7
Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 г.
размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной
собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом
1,8.
При этом аренда земельного участка, как и
аренда любого другого недвижимого имущества, относится к гражданско - правовым
отношениям.
Гражданский оборот земли урегулирован
частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельным кодексом
Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской
Федерации.
Согласно вышеназванным законодательным
актам, а также ст.21 Закона Российской Федерации "О плате за землю"
размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются
договором.
При аренде земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы
исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам
использования земель и категориям арендаторов, к которым применяются
корректирующие коэффициенты, устанавливаемые в рамках федерального
законодательства.
Вопрос об установлении размера арендной
платы за землю, включая вопрос о предоставлении льгот по арендной плате в виде
понижения ставок арендной платы или установления нулевой ставки для отдельных
категорий арендаторов, находится в компетенции указанных органов власти.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
04.03.2003