Проблемная ситуация: В октябре 2002 г. организацией
(ОАО), занимающейся самолетостроением, отмечен юбилей. В честь юбилея были
проведены мероприятия:
1) производство корпоративного фильма;
2) информационная поддержка юбилея на
телевидении;
3) режиссерско - постановочные услуги;
4) подготовка и проведение юбилейного
мероприятия;
5) специальный выпуск газеты к 80-летию
ОАО и статьи в журнале "Гражданская авиация";
6) приобретение книг о самолетах,
выпускаемых организацией;
7) изготовление и распространение моделей
самолетов, выпускаемых организацией;
8) изготовление и распространение
сувениров.
Относятся ли указанные расходы к расходам
на рекламу в целях обложения налогом на прибыль и налогом на рекламу?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 марта 2003 г. N 04-02-05/1/24
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и по поставленным вопросам сообщает следующее.
Реклама - это
распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физических
(юридических) лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для
неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к
этим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров,
идей и начинаний (ст.2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О
рекламе").
К расходам на рекламу относятся общие
положения п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации: расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
С 1 января 2002 г. согласно п.4 ст.264
Кодекса расходы на рекламу, произведенные в текущем отчетом (налоговом)
периоде, полностью признаются для целей налогообложения, если они осуществлены
для обеспечения:
1) рекламных мероприятий через средства массовой
информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и
телекоммуникационные сети;
2) световой и иной наружной рекламы,
включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
3) участия в выставках, ярмарках,
экспозициях, оформления витрин, выставок - продаж, комнат образцов и
демонстрационных залов, уценки товаров, полностью или частично потерявших свои
первоначальные качества при экспонировании. Лимитированы лишь расходы
налогоплательщика:
4) на приобретение (изготовление) призов,
вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых
рекламных кампаний;
5) на прочие виды рекламы (имеется в виду
- не указанные в п.п.1 - 4).
Расходы, не указанные в п.п.1 - 4,
осуществленные налогоплательщиком в течение налогового (отчетного) периода, в
соответствии с абз.5 п.4 ст.264 НК РФ для целей налогообложения будут
признаваться в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии
со ст.249 НК РФ.
На основании
вышесказанного из перечисленных в письме расходов к расходам на рекламу при
определении налоговой базы могут быть отнесены расходы на рекламные мероприятия
через средства массовой информации (в данном случае информационная поддержка
юбилея на телевидении и специальный выпуск газеты к 80-летию ОАО и статьи в
журнале "Гражданская авиация" (п.п.2 и 5 письма), на изготовление и
распространение рекламных сувениров (по нашему
мнению, к ним можно отнести модели самолетов и другую сувенирную продукцию
(п.п.7 и 8 письма)). Остальные перечисленные в письме расходы имеют интерес для
определенного круга лиц и не имеют цели воздействовать на потребителя для
продвижения продукции, идей и начинаний, поэтому их нельзя отнести к расходам
на рекламу.
Что касается налога на рекламу, то объектом
налогообложения по налогу на рекламу является стоимость работ и услуг по
изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг)
(п.2 Письма ВС РФ от 04.06.1992 N 5.1/693, Минфина России от 02.06.1992 N
04-05-20, Госналогслужбы России от 02.06.1992 N ИЛ-6-04/176). Поскольку налог
на рекламу относится к числу местных налогов, то порядок его исчисления и
уплаты регулируется законодательством местных органов власти.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
21.03.2003