Проблемная ситуация: Организация, подвергшаяся в
октябре 2002 г. грабежу, находится под угрозой банкротства. Просим
предоставить на основании положений пп.1 и 3 п.2 ст.64 и п.1 ст.65 НК РФ
отсрочку по уплате НДС, ЕСН в части средств, зачисляемых в федеральный бюджет,
страховых взносов, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ (по состоянию на
01.01.2003 организация имеет задолженность по указанным налогам, взносам).
Относится ли предоставление отсрочки по указанным налогам (взносам) к
компетенции Минфина России?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2003 г. N 04-04-04/30
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу предоставления отсрочек по уплате единого социального налога
(далее - ЕСН), зачисляемого в федеральный бюджет, страховых взносов,
зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР),
налога на добавленную стоимость (далее - НДС), и сообщает следующее.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога и
сбора предоставляется в порядке и на условиях, изложенных в ст.64 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В соответствии с пп.1 п.1 ст.63
Кодекса органом, в компетенцию которого входит принятие решения об изменении
срока уплаты федеральных налогов, является Министерство финансов Российской
Федерации (далее - Минфин России).
Однако пп.5 п.1 ст.63 Кодекса также
установлено, что принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора,
поступающего во внебюджетные фонды, должно осуществляться самими органами
соответствующих внебюджетных фондов.
В соответствии со
ст.17 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" средства в виде ЕСН,
зачисляемого в федеральный бюджет, предназначенные для выплаты базовой части
трудовой пенсии, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета ПФР и
в конечном итоге поступают в указанный Фонд и расходуются Фондом в соответствии
с действующим законодательством.
Поэтому Минфином России совместно с ПФР
было принято решение о том, что ПФР вправе принимать решения по предоставлению
отсрочек (рассрочек) по уплате авансового платежа по единому социальному
налогу, зачисляемому в федеральный бюджет. На основании Постановления Правления
ПФР от 11.10.2002 N 116п "О внесении изменений в Постановление Правления
ПФР от 05.09.2001 N 146" отсрочка или рассрочка по уплате авансового
платежа по единому социальному налогу до 1 млн руб.,
зачисляемого в федеральный бюджет, предоставляется органами ПФР. При сумме
авансового платежа 1 млн руб. и более вопрос о
предоставлении отсрочки и рассрочки рассматривает ПФР по согласованию с
Минфином России.
Отсрочка по уплате страховых взносов,
зачисляемых в бюджет ПФР, не предоставляется.
В части отсрочки по уплате НДС следует
руководствоваться Приказом Минфина России от 30.09.1999 N 64н о порядке
организации работы по предоставлению отсрочек по уплате налогов, подлежащих
зачислению в федеральный бюджет.
Учитывая вышеизложенное, заявление на
предоставление отсрочки по уплате НДС может быть рассмотрено Минфином России
при наличии оснований, перечисленных в п.2 ст.64 Кодекса, после представления
документов, предусмотренных вышеназванным Приказом Минфина России. Вопрос о
предоставлении отсрочки по уплате единого социального налога, зачисляемого в
федеральный бюджет, находится в компетенции ПФР.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
27.03.2003