| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Просим дать консультацию по вопросу применения ст.213 гл.23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ.

1. В соответствии с п.3 ст.213 Кодекса при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев, когда:

- страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц;

- работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит 2000 руб. в год на одного работника.

При определении налоговой базы по НДФЛ по суммам страховых взносов, внесенных за физических лиц организацией в 2003 г. по договорам добровольного страхования, следует ли указанные суммы рассматривать как доход физлиц, подлежащий налогообложению, если физлица не являются ее работниками?

2. Новой редакцией пп.2 п.1 ст.213 Кодекса, действующей с 01.01.2003, не решен вопрос о налогообложении сумм страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни, заключенным в пользу физических лиц на срок менее пяти лет. Правомерно ли на суммы страховых выплат, полученных по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, в случае, когда страхователем является организация, распространять порядок, установленный пп.2 п.1 ст.213 Кодекса?

3. Поскольку пп.2 п.1 ст.213 Кодекса порядок исчисления налоговой базы по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, четко не определен, просим разъяснить, как может производиться расчет налоговой базы.

4. Пунктом 4 ст.213 Кодекса предусмотрено определение дохода налогоплательщика, подлежащего налогообложению, по договору добровольного имущественного страхования при наступлении следующих страховых случаев: гибели, уничтожения или повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц). Следует ли рассматривать как доход физического лица страховую выплату, полученную налогоплательщиком в иных случаях, не установленных п.4 ст.213 Кодекса, например таких, как угон или хищение застрахованного имущества?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 апреля 2003 г. N 04-04-06/58

 

Рассмотрев письмо по вопросу применения ст.213 гл.23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) не дает определения термина "работодатель". В связи с этим данный термин, согласно ст.11 Кодекса, должен применяться в том значении, в каком он используется в трудовом законодательстве. В соответствии со ст.20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - это физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

В п.п.5 и 6 ст.213 Кодекса используется термин "организации и другие работодатели". Таким образом, действующая редакция ст.213 Кодекса исходит из того, что любая организация является также работодателем.

В абз.2 п.2 ст.213 Кодекса нет указания на то, что этот абзац распространяется только на работников именно тех работодателей (как организаций, так и физических лиц), которые уплатили за своих работников страховые взносы по добровольному страхованию. Это, по нашему мнению, дает основание полагать, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не должны учитываться суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц независимо от того, являются ли застрахованные физические лица работниками страхователя.

В абз.3 п.3 ст.213 Кодекса указано, что этот абзац распространяется на случаи, когда работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит 2000 руб. в год на одного работника.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.213 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения указанных договоров.

Таким образом, в абз.2 пп.2 п.1 ст.213 Кодекса имеется указание на то, что этот абзац распространяется только на случаи, когда страховые взносы вносятся самими физическими лицами. Оснований для распространения данного порядка на договоры добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенные на срок менее пяти лет, страхователем по которым является организация и взносы по которым за физических лиц вносятся из средств организаций, нет.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.213 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения указанных договоров. Положительная разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.

В соответствии со ст.216 Кодекса налоговым периодом признается календарный год. Следовательно, определение налоговой базы должно осуществляться за каждый календарный год.

При исчислении суммы страховых взносов для определения налоговой базы за каждый календарный год следует учитывать все внесенные физическими лицами за весь срок действия договора страховые взносы.

При исчислении суммы страховых выплат для целей определения налоговой базы за каждый календарный год также следует учитывать все произведенные физическим лицам за весь срок действия договора страховые выплаты.

В пп.2 п.1 ст.213 Кодекса речь идет не о суммах страховых взносов, внесенных физическими лицами в течение календарного года или на начало очередного календарного года, а об общей сумме внесенных физическими лицами страховых взносов. В этом же подпункте нет указания на то, что при исчислении суммы страховых выплат для определения налоговой базы за каждый календарный год следует учитывать только те выплаты, которые произведены физическим лицам в течение этого календарного года.

В тех случаях, когда в соответствии с условиями договора страхования в течение срока действия договора страхования страхователь уменьшает страховую сумму, что влечет за собой частичный возврат страховых взносов, уменьшение суммы внесенных физическими лицами страховых взносов для целей налогообложения данным подпунктом не предусмотрено.

Вышеупомянутый подпункт также не предусматривает увеличение суммы страховых выплат на суммы возвращаемых физическим лицам страховых взносов в тех случаях, когда в течение срока действия договора страхования страхователь в соответствии с условиями договора страхования уменьшает страховую сумму, что влечет частичный возврат страховых взносов.

Сумму внесенных физическими лицами за весь срок действия договоров страховых взносов следует увеличить на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения указанных договоров.

Таким образом, действующей редакцией пп.2 п.1 ст.213 Кодекса предусмотрено налогообложение в каждом налоговом периоде положительной разницы между суммой внесенных физическими лицами за весь срок действия договоров страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения указанных договоров, и суммой страховых выплат.

Налоговая база, исчисленная в соответствии с пп.2 п.1 ст.213 Кодекса, подлежит налогообложению у источника выплаты дохода исходя из налоговой ставки 13 процентов, поскольку иная налоговая ставка не установлена в п.2 ст.224 Кодекса.

В п.4 ст.213 Кодекса определено, в каких случаях определяется доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, при наступлении страхового случая по договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Однако, по нашему мнению, это положение не распространяется на страховые выплаты в случае угона или хищения застрахованного имущества, поскольку в данном пункте это не предусмотрено.

 

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

М.А.МОТОРИН

04.04.2003

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024