Проблемная ситуация: Главной инспекции
Государственного архитектурно-строительного надзора РФ по краю предоставлено
право выносить постановления об административных
правонарушениях в области строительства.
В соответствии с ч.5 ст.3.5 КоАП РФ сумма
административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. На
основании Бюджетного кодекса РФ сто процентов штрафа подлежит зачислению в
местные бюджеты.
Согласно ч.4 ст.32.2 КоАП РФ при неуплате
административного штрафа в срок копия постановления о наложении штрафа
направляется должностным лицом, вынесшим постановление о наложении штрафа в
отношении юридического лица, в банк или в другую кредитную организацию для
взыскания суммы штрафа.
Глава 12 Положения о безналичных расчетах
в Российской Федерации, утвержденного 03.10.2002 N 2-П, устанавливает
требование, по которому списание денежных средств со счетов плательщиков в
бесспорном порядке производится на основании инкассового поручения.
Просим разъяснить порядок выставления и
направления в банк должника инкассовых поручений, учитывая, что финансирование
указанной инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора РФ
осуществляется через управление федерального казначейства по краю, а получатели
штрафов - отделения федерального казначейства городов и районов края.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2003 г. N 04-01-10/2
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу оформления инкассовых поручений в случае взыскания
административных штрафов и по согласованию с Банком России сообщает следующее.
По результатам рассмотрения дела об
административных правонарушениях в строительстве органами государственного
архитектурно-строительного надзора в соответствии со ст.ст.9.4, 9.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
может быть вынесено постановление о наложении административного штрафа.
Исходя из ст.32.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае
неуплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной
ответственности, копия указанного постановления не позднее тридцати дней со дня
вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу
либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки платежа направляется судьей,
органом, должностным лицом, вынесшим постановление в отношении юридического
лица, в банк или иную кредитную
организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств
или из доходов юридического лица.
Постановления
органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об
административных правонарушениях, в соответствии со ст.7 Федерального закона от
21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительным производстве" относятся к
исполнительным документам.
Порядок взыскания
денежных средств со счетов в банках на основании исполнительных документов
установлен Положением Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных
расчетах в Российской Федерации" и предусматривает представление в
обслуживающий должника банк инкассового поручения с приложением исполнительного
документа.
Следует учесть, что сумма
административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, взыскание
административного штрафа производится не на счета взыскателей, а в пользу
третьих лиц. Кроме того, взыскателями могут быть лица, не имеющие счетов в
банках.
Вместе с тем
Положение Банка России от 03.10.2002 N 2-П распространяется на взыскателей,
имеющих счета в банках и являющихся фактическими получателями взыскиваемых
средств, и предусматривает предъявление взыскателем инкассового поручения (с
приложенным исполнительным документом в случае взыскания денежных средств по
исполнительному документу) через обслуживающий банк в соответствии со ст.874
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что
Главная инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора
Российской Федерации по краю обслуживается в управлении федерального казначейства
по краю, а не в банке и производит взыскание административных штрафов в местные
бюджеты, к ней не могут в полной мере применяться нормы Положения Банка России
от 03.10.2002 N 2-П, в том числе в части представления карточки с образцами
подписей и оттиска печати в
обслуживающий банк, порядка представления инкассовых поручений с приложенными
исполнительными документами к счету должника через банк, обслуживающий
взыскателя, и другие нормы, предусматривающие участие в расчетной операции
указанного банка.
Однако банки обязаны принимать от взыскателей оформленные в установленном порядке инкассовые
поручения с приложенными исполнительными документами на взыскание
административного штрафа в случаях, предусмотренных законодательством,
предъявленные непосредственно к счету плательщика.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
28.04.2003