Проблемная ситуация: Российская организация,
участником которой является организация - резидент Германии, в соответствии с
п.3 Протокола к Соглашению между РФ и ФРГ об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество при
исчислении налоговой базы по налогу на прибыль учитывает расходы на рекламу в
полном объеме.
Правомерно ли данная организация
принимает к вычету также в полном объеме суммы НДС, уплаченные при
осуществлении рекламных расходов, в соответствии со ст.171 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 апреля 2003 г. N 04-06-05/1/25
Департамент налоговой политики
Министерства финансов Российской Федерации на запрос в рамках своей компетенции
сообщает следующее.
Конституция Российской Федерации имеет
высшую юридическую силу, и согласно ст.15 Конституции Российской Федерации
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если
международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом
Российской Федерации, применяются правила международного договора.
Кроме того, ст.7
Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что если международным
договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся
налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные
Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила
и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с
п.3 Протокола к ст.ст.7 и 9 Соглашения между Российской Федерацией и
Федеративной Республикой Германия об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от
29.05.1996 "считается согласованным, что суммы процентов, которые
выплачивает компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося
Государства, и в которой участвует резидент другого Договаривающегося
Государства, подлежат неограниченному вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли этой компании в первом упомянутом Государстве независимо от
того, выплачиваются ли эти суммы процентов банку или другому лицу, и независимо
от срока действия ссуды... Соответствующее положение применяется к издержкам на
рекламу". Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанного
Соглашения все расходы на рекламу подлежат вычету при исчислении
налогооблагаемой прибыли российских организаций с участием капитала немецких
компаний.
В соответствии со
ст.171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога,
предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров
(работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные
налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской
Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного
ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ,
услуг), приобретаемых для осуществления операций,
признаваемых объектами налогообложения.
Пункт 7 ст.171 Налогового кодекса
Российской Федерации определяет, что если в соответствии с гл.25 Налогового
кодекса расходы принимаются для целей налогообложения прибыли по нормативам,
суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным
нормам.
Таким образом, законодательство по НДС
объем вычетов НДС ставит в зависимость от принятия соответствующих расходов для
целей налога на прибыль в соответствии с положениями гл.25 Налогового кодекса.
Как мы определили выше, применение гл.25
Налогового кодекса должно осуществляться российскими организациями с участием
капитала немецких компаний с учетом положений международного договора.
Исходя из
вышеизложенного, если расходы на рекламу осуществлены российскими организациями
с участием капитала немецких компаний для операций, признаваемых объектами
налогообложения по НДС, и указанные российские организации, следуя положениям
международного договора, для целей налога на прибыль без ограничений включают
данные расходы на рекламу в состав расходов, связанных с производством и
реализацией продукции, вычету подлежат все суммы НДС, уплаченные в связи с осуществлением данных рекламных расходов, без учета норм,
установленных гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
29.04.2003