Проблемная ситуация: Российская организация со
стопроцентным участием немецкого капитала просит рассмотреть вопрос о порядке
исчисления ею НДС.
В соответствии с положениями п.7 ст.171
НК РФ в случае, если в соответствии с гл.25 НК РФ расходы принимаются для целей
налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в
размере, соответствующем указанным нормам.
Глава 25 НК РФ устанавливает нормативы по
ряду расходов, в том числе по некоторым расходам на рекламу.
Протокол к Соглашению между Российской
Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы и имущество" содержит следующие положения относительно расходов на
рекламу: все расходы на рекламу подлежат вычету при исчислении налогооблагаемой
прибыли российских организаций с участием капитала немецких компаний.
Принимая во
внимание то, что российская организация со стопроцентным участием немецкого
капитала применяет положения гл.25 НК РФ с учетом положений международного
договора и, следовательно, расходы на рекламу принимаются для целей налога на
прибыль без применения нормативов, полагаем, что к вычету должна приниматься
вся сумма НДС, уплаченная в связи с осуществлением рекламных расходов (без
учета нормативов, установленных гл.25 НК РФ). Правомерна ли такая позиция?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 июня 2003 г. N 04-03-08/32
В связи с письмом о вычете сумм налога на
добавленную стоимость, уплаченных российской организацией, 100 процентов
уставного капитала которой принадлежит немецкой компании, в составе рекламных
расходов Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Согласно п.2 ст.171
гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) вычету подлежат суммы налога на добавленную
стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ,
услуг) на территории Российской Федерации, в случае если товары (работы,
услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых налогом на
добавленную стоимость. При этом п.7
указанной статьи Кодекса определено, что если в соответствии с гл.25
"Налог на прибыль организаций" Кодекса расходы принимаются к вычету
при исчислении налога на прибыль организаций по нормативам, суммы налога на
добавленную стоимость по таким расходам подлежат вычету в размере,
соответствующем указанным нормам.
В соответствии с
п.4 ст.264 гл.25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса расходы на
приобретение (изготовление) призов во время проведения массовых рекламных
кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные налогоплательщиком в
течение налогового (отчетного периода), для целей налогообложения прибыли
признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в
соответствии со ст.249 Кодекса.
Таким образом, суммы налога на
добавленную стоимость, уплаченные в составе рекламных услуг, подлежат вычету
только в части 1 процента от выручки, определенной в соответствии со ст.249
Кодекса.
В то же время п.3 Протокола к Соглашению
между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы и имущество от 29.05.1996 установлено, что расходы на рекламу,
понесенные российской компанией с немецким участием, для целей обложения
налогом на прибыль подлежат включению в себестоимость продукции в полном
объеме, при условии что вычитаемые суммы не будут
превышать суммы, которые бы согласовывались независимыми предприятиями при
сопоставимых условиях.
Принимая во
внимание то, что ст.7 Кодекса предусмотрено применение правил и норм
международных договоров Российской Федерации, если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила и нормы, касающиеся
налогообложения, чем предусмотренные Кодексом, расходы на рекламу,
осуществленные российской организацией, 100 процентов уставного капитала
которой принадлежит немецкой компании, для целей обложения налогом на прибыль
принимаются к вычету без ограничения.
Учитывая изложенное, указанная российская
организация, по нашему мнению, имеет право на вычет налога на добавленную
стоимость, уплаченного в составе рекламных расходов, в полном объеме, без учета
норм, установленных гл.25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
15.06.2003