Проблемная ситуация: Организация выделяет своему
работнику - очереднику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, субсидию на
приобретение жилья. Субсидии в размере 70% средней рыночной стоимости жилья не
облагаются НДФЛ. Пунктом 8 Положения, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 03.08.1996 N 937, предусмотрена возможность увеличения
установленного размера субсидии на 20%. Будет ли указанное превышение
облагаться НДФЛ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2003 г. N 04-04-06/111
На письмо Департамент налоговой политики
сообщает следующее.
В соответствии с
п.3 ст.217 гл.23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождены от налогообложения все виды
установленных действующим законодательством Российской Федерации,
законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в
пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с Законом Российской
Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной
политики" гражданам, не обеспеченным жильем, государство призвано
оказывать помощь, развивая строительство государственного и муниципального жилья,
а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате
строительства или приобретения жилья.
Порядок и размеры
предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам,
нуждающимся в улучшении жилищных условий, определены Постановлением
Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 937 "О предоставлении
гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий,
безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" (с изм. от
07.06.2001 N 449).
Пунктом 1
Положения, утвержденного данным Постановлением, установлено, что безвозмездная
субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам
Российской Федерации (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий
и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по
предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на
предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам,
имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение
жилья, но не использовавшим это право.
Пунктом 7 Положения определены размеры
предоставляемой субсидии гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В
частности, размер предоставляемой субсидии за счет средств организаций
составляет от 5 до 70 процентов средней рыночной стоимости (на момент выдачи
свидетельства) строительства жилья или приобретения квартиры или
индивидуального жилого дома.
Что касается возможности увеличения либо
уменьшения размера субсидии (в диапазоне плюс-минус 20 процентов стоимости
строительства или приобретения жилья), определенной п.8 Положения, то, по
нашему мнению, данная норма может применена в отношении субсидии,
предоставляемой для граждан, выезжающих или выехавших не ранее 1 января 1992 г.
из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (указанных в пп."д" п.7 Положения).
Таким образом, в случае если организация
выделила своему работнику - очереднику субсидию в размере, превышающем 70
процентов средней рыночной стоимости жилья, то сумма превышения будет
включаться в налогооблагаемую базу для исчисления налога на доходы физических
лиц.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
16.06.2003