| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В целях правильного применения налогового законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.

Согласно пп.15 п.1 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения (УСНО) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на аудиторские услуги.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (ред. от 30.12.2001) аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Состав оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами сопутствующих аудиту услуг определен п.6 ст.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ. Подпунктами 1, 2 этого пункта предусмотрено включение услуг по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское и налоговое консультирование. Таким образом, можно сделать вывод о том, что услуги по ведению и восстановлению бухгалтерского учета, налоговое консультирование, оказываемые аудиторскими фирмами, учитываются в расходах при применении УСНО.

С другой стороны, п.3 ст.1 указанного выше Закона установлено, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Соответственно, под аудиторскими услугами можно понимать только те услуги, которые непосредственно направлены на достижение целей аудита, в число которых услуги по ведению и восстановлению бухгалтерского учета, по бухгалтерскому и налоговому консультированию не входят. Таким образом, указанные выше услуги именно аудиторскими услугами, то есть услугами, направленными на разрешение задач аудита, не являются. Закрепление же в Законе перечня сопутствующих аудиту услуг обусловлено необходимостью законодательно очертить пределы правоспособности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, поскольку какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг, им заниматься запрещено (п.7 ст.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ).

Для целей налогообложения расходы на консультационные и иные аналогичные услуги, на аудиторские услуги, расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями, также не являются идентичными. Так, в ст.264 НК РФ расходы организаций на консультационные и иные аналогичные услуги, услуги по ведению бухгалтерского учета и аудиторские услуги выделены отдельными строками (пп.15, 17, 36 п.1 ст.264 НК РФ).

Кроме того, деятельность по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, налоговому консультированию вправе осуществлять любые организации и индивидуальные предприниматели, это право не является эксклюзивным правом аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Тогда как на проведение аудита необходима соответствующая лицензия (п.2 ст.4 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ).

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что поскольку расходы организации на указанные выше услуги непосредственно аудиторскими услугами не являются и прямо не указаны в п.1 ст.346.16 НК РФ, данные расходы в расчете налоговой базы по единому налогу не участвуют.

Включаются ли в расходы при применении УСНО расходы по оплате услуг по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, бухгалтерскому и налоговому консультированию?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 июля 2003 г. N 04-02-05/3/61

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу учета в расходах сумм за оплаченные аудиторские услуги налогоплательщиками, применяющими с 1 января 2003 г. упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.

В ст.346.16 гл.26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приведен перечень расходов, на которые вправе уменьшать полученные доходы налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом в отличие от порядка налогообложения прибыли организаций, предусмотренного гл.25 Кодекса, этот перечень носит исчерпывающий характер. В частности, не предусмотрены ст.346.16 Кодекса и, соответственно, не учитываются при налогообложении расходы на юридические и информационные услуги, расходы на консультационные и иные аналогичные услуги, расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, представительские расходы, расходы на подготовку и переподготовку кадров, принимаемые при исчислении налога на прибыль в соответствии со ст.264 гл.25 Кодекса.

В то же время пп.15 п.1 ст.346.16 Кодекса предусмотрены расходы на оплату аудиторских услуг. Указанные расходы принимаются с учетом положений ст.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с учетом изменений и дополнений). Данной статьей Закона, в частности, установлено, что аудиторской деятельностью признается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и оказанию сопутствующих аудиту услуг. При этом под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, в частности, следующих услуг:

постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

налоговое консультирование;

анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

проведение маркетинговых исследований;

обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Согласно ст.ст.4 и 17 данного Федерального закона аудиторская деятельность подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Таким образом, расходы, связанные с оплатой консультационных услуг (по вопросам налогового, финансового, бухгалтерского, правового, управленческого консультирования), с постановкой, восстановлением и ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также других сопутствующих аудиту услуг, принимаются при исчислении налоговой базы единого налога при условии, если такие услуги оказаны хозяйствующими субъектами (аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами), имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

 

Руководитель Департамента

налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

31.07.2003

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024