| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В целях правильного применения законодательства по налогу на имущество просим дать разъяснения по следующему вопросу.

В соответствии с п.15 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" организация может проводить переоценку основных средств путем индексации. В соответствии с п.38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств переоценка путем индексации проводится с применением индекса-дефлятора. При этом не определено, какой конкретно индекс-дефлятор и кем рассчитанный необходимо использовать.

В настоящее время официально индексы для переоценки основных средств для коммерческих организаций не публикуются, но некоторые министерства, ведомства и организации рассчитывают индексы-дефляторы, в частности индексы для переоценки могут разрабатываться НИИ статистики Госкомстата России на коммерческой основе (п.6 Письма Госкомстата России от 09.04.2001 N МС-1-23/1480).

Просим вас разъяснить, правомерно ли использовать такие индексы для переоценки и учитывать результаты такой переоценки для целей обложения налогом на имущество предприятий.

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 июля 2003 г. N 04-02-05/3/63

 

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам (п.15).

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств. В отношении переоценки основных средств уточнено, что организация имеет право не чаще одного раза в год переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Упоминание в Методических указаниях об индексе-дефляторе приводит к разногласиям в отношении применения индексов для переоценки основных средств.

Необходимо напомнить, что индекс-дефлятор (ИРИП), рассчитываемый Госкомстатом России ежеквартально с 1996 по 2001 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 N 315, применялся только для индексации стоимости основных средств и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли в соответствии с п.4 ст.2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

С введением в действие гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, установившей новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, и изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2002 N 121, признавшего Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 N 315 утратившим силу, прекращена публикация Госкомстатом России индекса-дефлятора (ИРИП).

Вместе с тем, как говорилось выше, одним из методов переоценки объектов основных средств является применение индексов. По сообщению Госкомстата России (Письмо от 09.04.2001 N МС-1-23/1480), разработка индексов для переоценки основных фондов по состоянию на начало 2001 г. Госкомстатом России не осуществлялась. Применение для переоценок основных фондов разрабатываемых Госкомстатом России индексов ИРИП недопустимо, поскольку они, согласно инструкции, предназначены исключительно для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при реализации основных фондов.

Таким образом, в настоящее время индексов для проведения переоценок основных фондов индексным методом не имеется. В случае необходимости эти индексы для отдельных регионов могли бы быть разработаны НИИ статистики Госкомстата России на коммерческой основе.

Ввиду того что в настоящее время в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" решение о переоценке основных средств коммерческая организация принимает самостоятельно, организация самостоятельно выбирает и метод проведения переоценки (путем индексации или прямого пересчета). Выбрав метод индексации, организация, если позволяют условия, имеет право сама разработать индексы для переоценки или использовать индексы, разработанные НИИ статистики Госкомстата России на коммерческой основе.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" данным налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса по отдельным счетам бухгалтерского учета, в том числе на счете 01 "Основные средства" (за минусом суммы амортизации (износа)).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, изменение первоначальной стоимости при переоценке соответствующих объектов отражается по счету 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 83 "Добавочный капитал".

Таким образом, результаты переоценки с применением индексов основных средств учитываются для целей обложения налогом на имущество.

 

Руководитель Департамента

налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

31.07.2003

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024